Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 апреля 2007 г. N КАС07-103
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании недействующими абзаца 2 пункта 18.1, пункта 20, абзаца 3 пункта 24, абзаца 1 пункта 25 Положения о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года N 145, по кассационной жалобе Т. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2007 года, которым заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействующими: абзац 2 пункта 18.1 Положения о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года N 145, в части, предусматривающей обязательное хранение паспорта гражданина, проживающего в интернате, в канцелярии интерната; абзац 3 пункта 24 названного Положения в части, предусматривающей контроль администрации интерната и медицинскими работниками за правильным и целесообразным расходованием заработанных средств теми лицами, которые не признаны недееспособными или ограниченно дееспособными. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения адвоката Е., П., представляющих интересы Т. поддержавших доводы кассационной жалобы представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации З.Ю.Ю. и Р., возражавших, против доводов кассационного представления и кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф. полагавшей кассационную жалобу удовлетворить в части признания недействующим пункт 20 названного Положения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года N 145 было утверждено Положение о психоневрологическом интернате (далее Положение), которым определено правовое положение учреждения, его задачи и функции, условия приема, содержания и выписки из интерната престарелых и инвалидов. Согласно абзацу 2 пункта 18.1 Положения паспорт престарелого и инвалида, принятого в интернат хранится в канцелярии интерната, в специальном несгораемом шкафу. Пункт 20 Положения предусматривает, что граждане, проживающие в интернате, с разрешения администрации могут пользоваться принадлежащими им пригодными вещами. В соответствии с абзацем 3 пункта 24 Положения администрацией интерната и медицинскими работниками организуется контроль за правильным и целесообразным расходованием заработанных средств теми лицами, которые в силу особенностей заболевания не могут рационально расходовать заработанные деньги. Абзацем 1 пункта 25 Положения предусмотрено, что временное выбытие из интерната престарелых и инвалидов может быть разрешено с учетом заключения врача о возможности выезда при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больными и с согласия директора на срок не более 1 месяца.
Т. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца 2 пункта 18.1, пункта 20, абзаца 3 пункта 24, абзаца 1 пункта 25 названного Положения, указав, что они противоречат действующему законодательству Российской Федерации, нормам международного права, ограничивают права собственности, свободы передвижения. Нарушают право на уважение личной и семейной жизни.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 20 и абзаца 1 пункта 25 Положения просит в кассационной жалобе Т. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Ограничение права собственности всех лиц, находящихся в интернате незаконно. ГК РФ и иные федеральные законы не предусматривают права какого-либо лица давать или не давать разрешение кому-либо на реализацию его права собственности. Не может быть ограничена свобода человека, находящегося в интернате, как, по мнению Т., это предусмотрено п. 25 Положения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда подлежит отмене в части отказа в признании недействующим пункта 20 Положения, в части отказа в признании недействующим абзаца 1 пункта 25 Положения подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требования в части признания недействующим пункта 20 Положения, суд пришел к выводу, о том, что он не противоречит действующему законодательству, поскольку не предусматривает ограничения прав собственника. В обоснование этого вывода суд сослался на Федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", который предусматривает обязанность администрации стационарного учреждения социального обслуживания обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей граждан пожилого возраста и инвалидов и объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Р. о том, что администрация интерната может разрешить гражданину, проживающему в интернате, пользоваться принадлежащими ему вещами в зависимости от условий размещения.
Однако с этим выводом суда согласиться нельзя.
Согласно пункту 20 Положения граждане, проживающие в интернате, с разрешения администрации могут пользоваться принадлежащими им пригодными вещами. Из содержания этого пункта усматривается, что возможен полный заперт# со стороны администрации на пользование вещами, принадлежащими гражданам, проживающим в интернате, независимо от того какие это вещи. В этом отсутствуют сведения о том, что при даче разрешения учитываются условия размещения граждан в интернате, на какие вещи требуется разрешение администрации на их пользование. При таком положении граждане, проживающие в интернате, обязаны с разрешения администрации пользоваться принадлежавшими им вещами, которые не влияют на условия размещения, санитарно-гигиенические требования, но необходимы для пользования, например, книги, альбомы, наручные часы и т.п.
При таком положении п. 20 Положения, как произвольно ограничивающий право пользования вещами принадлежащими, гражданам, проживающим в интернате, только от усмотрения администрации, противоречит требованиям закона. Кассационная коллегия считает возможным принять в этой части новое решение о признании пункта 20 Положения недействующим.
Оснований для отмены решения в части отказа в удовлетворении требования о признании недействующим абзаца 1 пункта 25 не имеется.
Согласно абзацу 1 пункта 25 Положения временное выбытие из интерната престарелых и инвалидов может быть разрешено с учетом заключения врача о возможности выезда при наличии письменного обязательства родственников или других лиц об обеспечении ухода за больными и с согласия директора на срок не более 1 месяца.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в этой части, суд пришел к правильному выводу, что положения абзаца 1 пункта 25 Положения определяет условия, при которых гражданин может временно выехать из интерната и не нарушает право гражданина Российской Федерации на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства.
Стационарное учреждение социального обслуживания, к которым отнесен и психоневрологический интернат, предназначен для постоянного проживания граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, с целью разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к обслуживанию и нуждающимися в постоянном уходе и наблюдении.
В силу статьи 5 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети инвалиды) это - нуждающиеся в постоянной и временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов, наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского характера, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организации их отдыха и досуга (статьи 16, 20 Федерального закона от 2 августа 1995 года).
Порядок временного выбытия из психоневрологического интерната лиц пожилого возраста и инвалидов, установленный абзацем 1 пункта 25 Положения, как правильно указал суд в решении, направлен на защиту прав этой категории граждан, сохраняет за ними место в интернате. Позволяет исключить случаи, когда временное выбытие из психоневрологического интерната лиц пожилого возраста и инвалидов может отрицательно сказаться на состоянии их здоровья.
Оспариваемое положение не ограничивает право граждан, пребывающих в психоневрологическом интернате, на свободу передвижения, выбор места жительства, поскольку не ограничивает право этих граждан на отказ от социального обслуживания. Те обстоятельства, что социальное обслуживание, в том числе помещение в психоневрологический интернат, допускается при условии добровольного согласия гражданин пожилого возраста и инвалидов, за исключением случаев, предусмотренных законом, и не допускается удержание гражданина в стационарном учреждении (за исключением случаев, предусмотренных законом) (статьи 9, 10 названного выше Федерального закона), не свидетельствуют о незаконности положения абзаца 1 пункта 25 требованиям действующего законодательства, так как оспариваемое положение не регулирует вопросы помещения и отказа от социального обслуживания.
Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в психоневрологический диспансер возлагает на администрацию этого стационарного учреждения определенные федеральным законодательством обязанности.
Нарушение законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (статья 38 Федерального закона N 122-ФЗ от 2 августа 1995 года). Временное выбытие лиц пожилого возраста и инвалидов, из психоневрологического интерната исключает возможность администрации этого интерната в этот период осуществлять в отношении выбывающих, возложенные на нее обязанности, поэтому она вправе определить порядок такого выбытия с целью защиты интересов этой категории граждан с учетом особенностей их статуса.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемые пункты Положения противоречат Конституции Российской Федерации, не являются поводом к отмене решения суда первой инстанции, поскольку разрешение такого рода вопросов не относится к полномочиям Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2007 года отменить в части отказа в признании недействующим пункта 20 Положения о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года N 145 и принять в этой части новое решение о признании пункта 20 названного Положения недействующим. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Т. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 апреля 2007 г. N КАС07-103
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2008 г., N 6 (в извлечении)