Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2007 г. N 81-В07-16
Судья Верховного Суда Российской Федерации М., рассмотрев истребованное по надзорным жалобам Ф. и Военного комиссариата Кемеровской области дело по иску Ф. к Военному комиссариату Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексации сумм возмещения вреда установил:
Ф. является инвалидом третьей группы с 50% утратой трудоспособности. Причина инвалидности и утраты трудоспособности - увечье, полученное при исполнении обязанностей службы, связанных с устранением последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью. По мнению истца, индексация данных выплат надлежащим образом не производилась. Кроме того, ответчик выплачивает ему ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью, однако индексацию данных сумм также не производит, в связи с чем Ф. и обратился в суд с указанным выше иском.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 07.12.2005 года с исправлениями описок и арифметических ошибок, внесенными определением того же суда от 14.02.2006 года исковые требования Ф. удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Военного Комиссариата Кемеровской области в проведении индексации и перерасчета ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и компенсации на приобретение продовольственных товаров в связи с изменением величины прожиточного минимума и уровня инфляции. Взыскана с Военного Комиссариата Кемеровской области в пользу истца ежемесячно, начиная с июля 2005 года и бессрочно ежемесячная выплата компенсации вреда здоровью в сумме 7898 руб. 87 коп. с последующей ежегодной индексацией в связи с инфляцией. Также взысканы: разница выплат ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью с начала 2001 года по октябрь 2005 года включительно в сумме 133195 руб. 86 коп.; ежегодная компенсация за вред здоровью за 2005 год в сумме 891 руб. 16 коп.; разница в выплатах ежегодной компенсации за вред здоровью за 2001-2004 г.г. в сумме 1128 руб. 26 коп.; ежемесячно, начиная с июля 2005 года и бессрочно денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в сумме 668 руб. 36 коп. с последующей ежегодной индексацией в связи с инфляцией; разница по ежемесячным выплатам компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с начала 2001 года по ноябрь 2005 года включительно в сумме 13274 руб. 37 коп.; в возмещение расходов, связанных с проездом представителя для участия в судебных заседаниях в сумме 1330 руб. 30 коп. Суд определил размер ежегодной компенсации за вред здоровью на будущее время, начиная с 2006 года в сумме 891 руб. 16 коп. с последующей индексацией в связи с инфляцией, в остальной части в иске Ф. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 10.05.2006 года решение Заводского районного суда г. Кемерово от 07.12.2005 года оставлено без изменения.
В надзорных жалобах Ф. и Военный комиссариат Кемеровской области просят состоявшиеся по делу судебные постановления отменить.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 26.04.2007 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.
Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Кемеровского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Установлено, что истцу в соответствии с п. 22 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей на момент возникновения у истца права на получение выплат) выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, а также в соответствии с ч. 1 ст. 39 названного Закона ежегодная компенсация за вред здоровью. Как видно из материалов, дела, с 2000 года индексация данных выплат надлежащим образом не производилась.
Удовлетворяя требования об индексации указанных выплат, суд правильно пришел к выводу о том, что данные выплаты, в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года N 11-П входят в объем выплат возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 и подлежат индексации в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм и иных выплат возмещения вреда здоровью.
При этом суд указал, что указанные суммы подлежат индексации до 18.06.2002 года с учетом роста величины прожиточного минимума, а с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Как указывалось выше и было установлено судом, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью входят в объем выплат возмещаемого вреда, причиненного здоровью, в связи с чем подлежат индексации в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм и иных выплат возмещения вреда здоровью. Таким образом, с учетом положений части третьей ст. 5 базового Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 г. N 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 г. до 29.11.2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе был произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", т.е. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132: 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132).
Также не верно произведена судом индексация ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью в# учетом роста величины прожиточного минимума с 01.01.2001 года, поскольку по смыслу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года.
Такой порядок индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы, предусмотрен и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. N 7 "О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Следует учесть и то, что в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 года указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производится в течение 2005-2006 годов.
Во исполнение вышеназванного Закона приняты постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 25 мая 2005 года N 326, от 7 мая 2005 года N 292, предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров компенсаций и иных выплат.
При этом, в силу Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года N 364-0 при разрешении вопроса о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, суд должен руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Так, суду следует сопоставить размеры подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе нового критерия индексации (уровня инфляции), с размерами сумм, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.
В случае, когда судом при рассмотрении дела будет установлено, что применение какого-либо критерия индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, по сравнению с суммами, рассчитанными в соответствии с другим механизмом индексации, надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Таким образом, индексация ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, как и ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью в период с 19.06.2002 года по 29.05.2004 года подлежали индексации по наиболее благоприятному для истца варианту.
Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорными жалобами Ф., Военного комиссариата Кемеровской области и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил:
дело по иску Ф. к Военному комиссариату Кемеровской области, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного здоровью при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, индексации сумм возмещения вреда направить для рассмотрения по существу в президиум Кемеровского областного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2007 г. N 81-В07-16
Текст определения официально опубликован не был