Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. N 48-Г07-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Челябинской области о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части, по кассационному представлению прокурора на решение Челябинского областного суда от 29 мая 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя Губернатора Челябинской области К., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ С., полагавшей кассационное представление прокурора подлежащим удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Губернатора Челябинской области N 62 от 22.02.2007 г. "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Челябинской области" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 5 Положения о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотрено, что Положение не распространяется на военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пенсионеров из их числа, в том числе ныне работающих, а также на гражданский персонал указанных органов исполнительной власти.
Прокурор Челябинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента введения в действие пункта 5 Положения о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, указывая на противоречие оспариваемой нормы п. 3 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", п. 17 ст. 2 Федерального закона "О социальной поддержке граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "Правилам расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 652 от 19 ноября 2004 года и п. 1.1 ст. 3 Закона Челябинской области N 430-30 (в действующей редакции) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан". Оспариваемая норма фактически исключает указанных в ней лиц из круга граждан, пользующихся предоставленными федеральным законодательством мерами социальной поддержки, нарушает права неопределенного круга лиц - жителей области, подвергшихся воздействию радиации и имеющих права на получение мер социальной поддержки в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг и лишает их гарантированной государством меры социальной поддержки. Положения оспариваемой нормы нарушают права Российской Федерации на единство правового пространства, верховенство норм федерального законодательства.
По делу постановлено указанное выше решение, мотивированное тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2005 N 542 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 настоящих Правил (п. 2 Правил).
Пункт 6 этих Правил... содержит специальную норму, согласно которой финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба. В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, в силу чего полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установлению форм предоставления данной меры социальной поддержки и средства на реализацию указанных мер социальной поддержки гражданам из числа лиц, указанных в п. 6 названных выше Правил субъекту Российской Федерации не переданы. Поскольку в базовом законе отсутствует разделение граждан, пострадавших от воздействия радиации и имеющих право на получение льготы в виде 50% снижения размера оплаты жилья и коммунальных услуг, то на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление порядка предоставления и финансирования определяется Правительством Российской Федерации, которым, в исполнении этих полномочий, установлен порядок финансирования предоставления указанной льготы. Анализ положений Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки..., (30 августа 2005 г. N 542) указывает на то, что финансирование предоставления указанной льготы осуществляется как путем предоставления субъектам Российской Федерации финансовых средств в виде субвенций, так и через федеральные бюджеты на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а следовательно, сотрудники указанных органов реализуют свое право на получение указанной льготы по месту прохождения службы и через пенсионные органы этих ведомств. Кроме того, указанные выше лица пользовались льготой по оплате жилья и коммунальных услуг до 1 июля 2002 г. и отмена этой льготы была компенсирована повышением должностных окладов, размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму. Довод прокурора о том, что оспариваемая норма фактически лишает указанную категорию граждан на получение вышеотмеченной льготы, предоставление которой гарантировано законом, является необоснованным, так как нормативный акт области не противоречит федеральному законодательству, а лишь исключает возможность получения одновременно льготы по оплате жилья в натуральной форме и получаемой этими лицами должностного оклада, размер которого компенсирует отмену указанной льготы в натуральной форме.
В кассационном представлении прокурора Челябинской области ставиться вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления по мотиву неправильного толкования судом при рассмотрении дела норм материального права.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит представление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) социальная поддержка таких граждан устанавливается настоящим Законом и другими федеральными законами.
В статье 13 данного Закона указаны категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона. Статьей 14 этого же Закона установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Таким образом, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки в виде субвенций и полномочия по установлению форм предоставления указанных мер социальной поддержки.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований суд не учел того, что вопрос определения категории граждан, которым предоставляются указанные выше меры социальной поддержки, разрешен федеральным законодателем и у органов государственной власти субъектов Российской Федерации не было полномочий на его решение по иному. В соответствии со статьей 15 этого же закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 14 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ, части 1 статьи 5 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ.
При вынесении решения судом не было учтено также то обстоятельство, что оспоренной нормой нормативного акта фактически сужается установленный указанным выше федеральным законодательством Российской Федерации круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, что выходит за пределы предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий.
Выводы суда о том, что отсутствие предоставления льгот отдельным категориям, компенсируется повышением должностных окладов, является несостоятельным, поскольку не основывается на действующем законодательстве.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 29 мая 2007 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым заявление прокурора Челябинской области удовлетворить - признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в силу пункта 5 Положения о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Сообщение о данном решении подлежит опубликованию в газете "Южноуральская панорама".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 августа 2007 г. N 48-Г07-7
Текст определения официально опубликован не был