Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 8-Г07-4
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ярославской области о признании недействующими пунктов 1 и 2 ст. 31 закона Ярославской области N 100-з от 12.12.2006 г. "Об областном бюджете на 2007 год" в части слов "потребность в которых в 2007 году отсутствует" по кассационным жалобам Государственной Думы и администрации Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 31 мая 2007 г., которым заявленное прокурором требование удовлетворено и оспариваемая норма права признана недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации С.В.Н., объяснения представителей администрации и Государственной Думы Ярославской области Д., Г.М.В., С.А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г.Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене и вынесении по делу нового решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель Прокурора Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению пунктов 1 и 2 статьи 31 закона Ярославской области N 100-з от 12.12.2006 года "Об областном бюджете на 2007 год" в части слов "потребность в которых в 2007 году отсутствует", указав, что эта норма областного закона противоречит п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, поскольку разрешает использовать целевые средства в следующем финансовом году, нарушая тем самым процесс завершения бюджетного года, установленный ст. 242 Бюджетного кодекса РФ.
Представители губернатора# Ярославской области по доверенности Е., Г.М.В., Д. и представители Государственной Думы Ярославской области по доверенности В., С.Т.И. с заявленными прокурором требованиями не согласились, сославшись на то, что оспариваемая норма не противоречит федеральным законам и принята в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседании пояснили, что ст. 8 Бюджетного кодекса РФ наделяет органы государственной власти субъектов РФ полномочиями устанавливать порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов; согласно ст. 78 БК РФ возврату в соответствующий бюджет подлежат субвенции в случаях их неиспользования в установленные сроки, а закон Ярославской области N 100-з от 12.12.2006 года "Об областном бюджете на 2007 год" определил срок использования целевых средств - до минования потребности в них; оспариваемая норма не нарушает процесс завершения бюджетного года, поскольку средства областного бюджета передаются в бюджеты муниципальных образований до 31 декабря 2006 года; кроме того, ст. 31 закона Ярославской области N 100-з от 12.12.2006 года "Об областном бюджете на 2007 год" принята в целях реализации ст. 52 Федерального закона N 238-ФЗ от 19.12.2006 г. "О федеральном бюджете на 2007 год", в которой предусмотрено, что неиспользованные в 2006 году целевые средства, переданные из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, подлежат использованию в 2007 году на те же цели, а неиспользованные целевые средства, потребность в которых в 2007 года отсутствует, подлежат возврату в федеральный бюджет.
Решением Ярославского областного суда от 31 мая 2007 г. пункты 1 и 2 в части слов "потребность в которых в 2007 году отсутствует" статьи 31 закона Ярославской области N 100-з от 12.12.2006 г. "Об областном бюджете на 2007 год" признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Не соглашаясь с указанным решением суда, представители Государственной Думы и администрации Ярославской области в кассационных жалобах просят отменить его как вынесенное в силу ошибочных выводов, основанных на неправильном толковании и применении норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Ярославского областного суда, постановленное по данному делу, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ст. 31 закона Ярославской области от 12.12.2006 г. N 100-з "Об областном бюджете на 2007 год" предусматривает, что неиспользованные в 2006 году целевые средства, переданные из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований, подлежат использованию в 2007 году на те же цели, а неиспользованные целевые средства, потребность в которых в 2007 году отсутствует, подлежат возврату в областной бюджет.
Удовлетворяя требование прокурора, суд указал, что оспариваемая норма закона Ярославской области "прямо противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность использования неиспользованных в установленные сроки целевых средств (субвенций и субсидий) без возврата их в доход областного бюджета".
Согласиться с данным выводом суда не представляется возможным в силу его ошибочности.
В обоснование своего суждения суд сослался на наличие противоречия оспариваемой нормы областного закона пункту 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, предусматривающей возврат в соответствующий бюджет субсидий и субвенций в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Анализ оспариваемой прокурором нормы закона области показывает, что в ней речь идет о средствах, направленных из областного бюджета в 2006 году в бюджеты муниципальных образований на цели, определенные законом в бюджете на 2006 год.
Следовательно, исполнение областного бюджета в этот период завершается 31 декабря 2006 года.
Поскольку ст. 78 Бюджетного кодекса РФ сроки использования субсидий и субвенций не предусмотрены, то следует согласиться с утверждением представителей Думы и администрации Ярославской области о том, что, осуществляя предоставленные субъекту Российской Федерации бюджетные права, последний, издавая свой нормативно правовой# акт, может определить порядок исполнения бюджетных обязательств, включая условия, порядок и сроки предоставления субсидий и субвенций.
В соответствии с п. 1 ст. 31 закона области "Об областном бюджете на 2007 год" неиспользванные в 2006 году целевые средства, переданные из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований, подлежат использованию в 2007 году на те же цели.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 8-Г07-4
Текст определения официально опубликован не был