Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 80-Г07-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению М. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 части 5 ст. 5.1 и абзаца 2 части 4 ст. 6.1 Закона Ульяновского области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" и абзаца 2 п. "в" ст. 1 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 г. N 155-ЗО о внесении изменений в Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" по кассационной жалобе М. и кассационному представлению прокурора Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2007 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаца 2 п. "в" ст. 1" следует читать "абзаца 3 пункта "в" пункта 4 статьи 1"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя администрации губернатора и правительства Ульяновской области по доверенности П., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы и кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законодательным Собранием Ульяновской области 29 ноября 2004 года принят Закон Ульяновской области N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", который 30 ноября 2004 года подписан главой администрации Ульяновской области и официально опубликован в газете "Ульяновская правда" от 08 декабря 2004 года. Законом Ульяновской области от 29 декабря 2005 г. в этот закон внесены изменения.
М., являющийся ветераном труда и тружеником тыла, обратился в Ульяновский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 части 5 ст. 5.1 и абзаца 2 части 4 ст. 6.1 Закона Ульяновского области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" и абзаца 2 п. "в" ст. 1 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 г. N 155-ЗО о внесении изменений в Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", которым ст. 6.1 дополнена частью 4, в обоснование своих требований ссылаясь на противоречие оспариваемых норм положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации, статье 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, а также статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того, оспариваемый закон ограничивает его право на предоставление как федеральных, так и региональных мер социальной поддержки.
В судебном заседании представить# заявителя поддержал заявленные суду требования.
Законодательное собрание Ульяновской области, правительство Ульяновской области и губернатор Ульяновской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Ульяновского областного суда от 15 июня 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе М. просит отменить указанное решение суда, а в кассационном представлении прокурор Ульяновской области просит отмены решения Ульяновского областного суда от 15 июня 2007 г. в части отказа в признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 части 4 ст. 6.1 Закона Ульяновского области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" и абзаца 2 п. "в" ст. 1 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 г. N 155-ЗО о внесении изменений в Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд, проанализировав положения действующего федерального и областного законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в настоящем деле закон принят в пределах полномочий органов государственной власти Ульяновской области и прав и законных интересов заявителя не нарушает.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 10).
Таким образом, как правильно указал суд в решении, с 1 января 2005 года перечень мер социальной поддержки для указанных выше категорий ветеранов, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации самостоятельно, в связи с чем оспариваемый Закон принят во исполнение изложенных выше положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из положений оспариваемого закона, он принят в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и распространятся# на граждан в Ульяновской области, являющимися# тружениками тыла, ветеранами труда, реабилитированными лицам и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий.
Оспариваемыми нормами абзаца 1 части 5 ст. 5.1 и абзаца 2 части 4 ст. 6.1 Закона Ульяновского области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" предусмотрено, что гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими нормативными правовыми актами, независимо от основания, по которому она выбору# гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Иные меры государственной социальной поддержки, предусмотренные оспариваемым Законом, оказываются гражданам, не получающим ежемесячную денежную выплату в соответствии с федеральным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Между тем, согласно п. 3 ст. 13 Федерального Закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям соц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 80-Г07-7
Текст определения официально опубликован не был