Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 2796/07
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 27 июня 2007 г.
Решение изготовлено в полном объеме 3 июля 2007 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Локтенко Н.И., Осиповой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мерзликиной Е.В.
рассмотрел в судебном заседании дело N 2796/07 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "79 Центральная инженерная база" Министерства обороны Российской Федерации, г. Смоленск (далее - 79 Центральная инженерная база Минобороны России, г. Смоленск, предприятие) к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы" в части пункта 17.28 о включении 79 Центральной инженерной базы Минобороны России, г. Смоленск в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год.
В судебном заседании приняли участие:
от 79 Центральной инженерной базы Минобороны России - Бондин В.Р. по доверенности от 02.11.2004 N 29;
от Правительства Российской Федерации уполномоченные представители не явились.
Правительство Российской Федерации и уполномоченные им государственные органы в лице Росимущества, Минэкономразвития Российской Федерации надлежаще извещены о времени и месте проведения судебного разбирательства по делу.
Рассмотрев вопрос о возможности проведения судебного разбирательства по делу в отсутствие представителей Правительства Российской Федерации, суд определил: провести судебное разбирательство по данному делу в отсутствие неявившихся представителей Правительства Российской Федерации, так как оно надлежащим образом извещено о времени и месте проведения настоящего судебного заседания.
Суд установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "79 Центральная инженерная база" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы" в части пункта 17.28 о включении 79 Центральной инженерной базы Минобороны России, г. Смоленск в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, являющийся приложением к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год.
В обоснование заявленного требования о признании частично недействительным названного ненормативного правового акта заявитель указал на то, что данный ненормативный акт в оспариваемой части принят в нарушение пункта 3 статьи 3, статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункта 2.1.17 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", подпункта 71 пункта 7 Положения "О Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О государственном материальном резерве". Заявитель считает, что 79 Центральная инженерная база является предприятием Минобороны России и выполняет государственные оборонные заказы, имеет мобилизационные мощности и относится исключительно к федеральной собственности, в связи с чем не подлежит приватизации. Включение названного предприятия в план (программу) приватизации федеральных государственных унитарных предприятий на 2007 год произведено без предварительного согласования этого вопроса в установленном порядке с Министерством обороны Российской Федерации, наделенным правомочиями собственника федерального имущества, закрепленного за Вооруженными силами, в состав которых входит названное предприятие, и с предприятием, обладающим правом хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним имущественного комплекса.
Заявитель просит восстановить срок на оспаривание названного ненормативного акта в указанной части, ссылаясь на то, что в установленном порядке вопрос о включении предприятия в план (программу) приватизации на 2007 год с Министерством обороны Российской Федерации и с предприятием не согласовывался. Министерство обороны Российской Федерации предприняло меры к исключению предприятия из плана (программы) приватизации на 2007 год, направив в ноябре 2006 года в Правительство Российской Федерации соответствующее предложение. Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Смоленской области, полученного предприятием 22.01.2007, ему стало известно о том, что по предложению Минобороны России предприятие не будет исключено из плана (программы) приватизации на 2007 год.
Уполномоченные Правительством Российской Федерации представители Росимущества и Минэкономразвития России в судебное заседание не явились. Отзыва по делу от Правительства Российской Федерации в суд не поступило. Однако в предварительном судебном заседании полномочные представители Правительства Российской Федерации, возражая против заявленного требования, указывали на то, что названное предприятие правомерно включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году. Указанное распоряжение Правительства Российской Федерации в оспариваемой части принято в пределах его компетенции и не нарушает имущественные права и законные интересы заявителя. Представители Правительства Российской Федерации также считали, что Правительство России вправе было включить названное предприятие в план (программу) приватизации на 2007 год и при этом согласия Министерства обороны Российской Федерации на включение предприятия в прогнозный план (программу) приватизации на 2007 год не требовалось. Они полагали, что прогнозный план (программа) приватизации на 2007 год разработан с соблюдением положений, содержащихся в Правилах разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. По их мнению, в процессе приватизации упомянутого предприятия будет создано открытое акционерное общество, которое сохраняется в составе Вооруженных сил России, и оно будет выполнять оборонные заказы для Министерства обороны России.
Изучив материалы дела, выслушав представителя предприятия, исследовав представленные по делу доказательства, суд установил, что ходатайство ФГУП "79 Центральная инженерная база" Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании названного ненормативного акта в указанной заявителем части и поданное им заявление о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в части пункта 17.28 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе восстановить срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, если срок пропущен по уважительной причине.
Приведенные заявителем обстоятельства признаны судом в качестве уважительных причин пропуска срока подачи в суд упомянутого заявления, в связи с чем суд определил: восстановить срок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в указанной заявителем части.
Материалами дела установлено, что на основании пункта 1.4 Устава Федерального государственного унитарного предприятия "79 Центральная инженерная база", утвержденного приказом Главнокомандующего сухопутными войсками - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.02.2004 N 28, названное предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации, функции учредителя и собственника имущества этого предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений Российской Федерации (ныне - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) и Министерство обороны Российской Федерации, а руководство предприятием отнесено к Управлению начальника инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях выполнения государственного оборонного заказа, производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации (пункт 2.1 Устава).
Из пунктов 3.1, 3.2 указанного Устава усматривается, что имущество названного предприятия является неделимым, находится в федеральной собственности, и предприятие обладает правом хозяйственного ведения на переданное ему имущество.
Ранее, в 1993 году имущество предприятия закреплялось за ним на праве хозяйственного ведения согласно пункту 3.1 Устава, который был утвержден Госкомимуществом России 19.01.1993.
В разделе 2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, был указан перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещалась, и в этот раздел под пунктом 2.1.17 были включены объекты и предприятия Министерства обороны Российской Федерации.
Из пунктов 1, 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 05.09.2005 N 1049) следует, что Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, в структуру которого входят службы Минобороны России и им равные подразделения, центральные органы военного управления и иные подразделения, и оно осуществляет определенные полномочия, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
Согласно пункту 9 Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, при подготовке проекта программы приватизации учитываются, в частности, предложения федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных унитарных предприятий, поступившие в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом на позднее 1 мая.
Не позднее 20 мая Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом направляет в федеральные органы исполнительной власти перечни подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, подлежащих включению в проект программы для согласования в установленном порядке (пункт 10 Правил).
Не позднее 10 июня согласованные перечни представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. При наличии разногласий по проекту программы Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не позднее 20 июня проводит согласительные совещания (пункт 11 Правил).
Правительством Российской Федерации в лице уполномоченных им органов - Росимущества и Минэкономразвития России не представлено суду доказательств, подтверждающих то, что от ФГУП "79 Центральная инженерная база" Минобороны России и от Минобороны России поступали предложения о приватизации названного предприятия, и что Росимущество в установленный срок направляло в Минобороны России предложения по приватизации указанного предприятия.
Следовательно, при разработке и утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и включении 79 Центральной инженерной базы Минобороны России в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, были нарушены требования Правил разработки такого плана и положений статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта возлагается на органы, которые приняли этот акт.
Правительство Российской Федерации в лице его уполномочных органов не доказало соблюдение установленного законодательством порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год, утвержденного названным распоряжением, в части согласования с Минобороны России вопроса о включении ФГУП "79 Центральная инженерная база" в Перечень предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, а также не доказало правомерность включения в прогнозный план (программу) приватизации на 2007 год этого предприятия.
Согласно адресованным в Правительство России письму Минобороны России от 10.11.2006 N 156/1/2/3372 и приложенному к нему перечню федеральных государственных унитарных предприятий, предлагаемых к исключению из Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2007 год, 79 Центральная инженерная база была включена Министерством обороны России в его перечень предприятий, предложенных к исключению из прогнозного плана (программы) приватизации на 2007 год.
С учетом приведенных обстоятельств суд находит, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и в этой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное предприятием требование о признании недействительным названного ненормативного акта в указанной части подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
восстановить срок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в указанной заявителем части.
Признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы" в части пункта 17.28 о включении 79 Центральной инженерной базы Минобороны России, г. Смоленск в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год, как не соответствующего Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судья |
Н.И. Локтенко |
Судья |
Н.В. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 2796/07
Текст решения официально опубликован не был