Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 марта 2006 г. N 15727/05
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2006 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Арифулина А.А., судей Ивановой Н.Р., Хорошиловой И.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "ВНИИЛ" государственного научного учреждения "Всероссийский НИИ льна" о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 N 1306-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2006 год в части включения заявителя в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2006 году, с участием третьих лиц: ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт льна", Росимущества, теруправления Росимущества по Тверской области, Россельхозакадемии, при участии в заседании: - от заявителя - Чуйко Л.А. - директор, Иванов Д.А. - по доверенности; - от Правительства Российской Федерации - Дарчиева М.В. - по доверенности; - от Россельхозакадемии - Иванов Д.А. - по доверенности, Айдиев Р.А. - по доверенности; - от Росимущества - Зеленский Е.В. по доверенности, Кошель Н.А. - по доверенности, установил:
организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "ВНИИЛ" государственного научного учреждения "Всероссийский НИИ льна" (ОНО "ОПХ ВНИИЛ") обратилась с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 N 1306-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2006 год в части включения заявителя в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2006 году.
Третьими лицами привлечены: государственное научное учреждение "Всероссийский НИИ льна", Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), территориальное управление Росимущества по Тверской области, Российская академия сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия).
В обоснование исковых требований ОНО "ОПХ ВНИИЛ" указывала на нарушение статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" при принятии решения о включении заявителя в перечень, утвержденный оспариваемым распоряжением, поскольку ни заявитель, ни Россельхозакадемия, в ведении которой заявитель находится, предложения о приватизации в Росимущество и в Правительство Российской Федерации не направляли.
Правительство Российской Федерации отзыв на заявление не представило, в заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения заявления, указывая, что распоряжением не нарушены права заявителя.
Россельхозакадемия заявила ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования. Ходатайство судом удовлетворено.
Россельхозакадемия просит признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 N 1306-р в части включения ОНО "ОПХ ВНИИЛ" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2006 году, ссылаясь на то, что вопрос о приватизации не был согласован с Россельхозакадемией, в ведении которой находится ОНО "ОПХ ВНИИЛ".
Государственное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт льна" в отзыве исковые требования поддержал.
Росимущество с заявленными требованиями не согласилось, указав, что Россельхозакадемия не относится к федеральным органам исполнительной власти, с которыми надлежит согласовывать вопрос приватизации подведомственных ей организаций; собственник федерального имущества в лице Правительства Российской Федерации вправе самостоятельно принимать решения о приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, независимо от наличия согласия Россельхозакадемии.
Теруправление Росимущества по Тверской области против удовлетворения заявленных требований возражает.
В заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в заявлениях и отзывах на них.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд установил, что заявления ОНО "ОПХ ВНИИЛ" и Россельхозакадемии подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно уставу, утвержденному Россельхозакадемией, организация научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "ВНИИЛ" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательского институт льна" создана Российской академией сельскохозяйственных наук, является юридическим лицом, за которым имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, регистрация ОНО "ОПХ ВНИИЛ" в качестве юридического лица произведена 20.08.2003, следовательно является федеральным государственным унитарным предприятием.
Статьей 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" установлено, что Российская академия сельскохозяйственных наук является имеющей государственный статус некоммерческой организацией, которая наделяется правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным ей имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом академии, в том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в ее состав предприятий, учреждений и организаций, закрепления за ними федерального имущества, а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Согласно пункту 5 названной статьи организации научного обслуживания и социальной сферы Россельхозакадемии владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным указанным организациям в оперативное управление или хозяйственное ведение в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом.
Уставом Россельхозакадемии, принятым 05.02.1992 учредительным собранием Академии, с изменениями от 02.02.1998, предусмотрено, что Президиум Академии в установленном порядке создает, реорганизует, ликвидирует и переподчиняет учреждения, предприятия и организации Академии. Также установлено, что опытно-производственные, экспериментальные хозяйства и предприятия являются сельскохозяйственными предприятиями Академии, имеют право юридического лица, самостоятельный баланс и подчиняются непосредственно научно-исследовательским учреждениям; реорганизация опытно-производственных, экспериментальных хозяйств и предприятий может производиться только с согласия Академии и в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", предусматривающим недопустимость выделения их из научно-исследовательских учреждений, приводящего к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности.
Таким образом, следует, что Российская сельскохозяйственная академия, являясь самоуправляемой некоммерческой организацией, осуществляет функции собственника и федерального органа исполнительной власти в отношении созданных ею предприятий, учреждений и организаций на базе федерального имущества, переданного Академии в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, при этом реорганизация может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
Из имеющейся в деле переписки Минэкономразвития России и Госдумы Российской Федерации следует, что приватизация организаций научного обслуживания Россельхозакадемии не предполагает продажу имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, а осуществляется преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого поступает в федеральную собственность (письмо Минэкономразвития России от 16.01.2006 N 217-КА/Д08).
Преобразование осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (статья 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Статьей 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что федеральные органы исполнительной власти не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года направляют в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества.
Порядок разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством Российской Федерации.
Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2002 N 617 (действовавшего в период издания оспариваемого распоряжения).
Согласно пункту 3 названных Правил органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, а также открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, иные юридические лица и граждане вправе направлять в Министерство имущественных отношений Российской Федерации свои предложения о приватизации федерального имущества.
Министерство имущественных отношений Российской Федерации рассматривает и направляет предложения, поступившие до 1 апреля, в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие координацию и регулирование в соответствующих отраслях экономики (сферах управления) для подготовки обоснования целесообразности приватизации федерального имущества.
Также федеральные органы исполнительной власти ежегодно, не позднее 1 мая, представляют в Министерство имущественных отношений Российской Федерации собственные предложения о приватизации федерального имущества с обоснованием целесообразности приватизации.
Из материалов дела следует и не опровергается представителями Правительства Российской Федерации и Росимущества, что ОНО "ОПХ ВНИИЛ" и Россельхозакадемия не обращались в Росимущество с предложениями о приватизации; Росимущество не направляло в Россельхозакадемию предложения по приватизации организаций научного обслуживания.
Таким образом, при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2006 год были нарушены правила разработки этого плана и требования статьи 8 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Отсутствие Россельхозакадемии в системе федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", не означает, что Россельхозакадемия не осуществляет полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных подпунктом "г" пункта 2 названного Указа, согласно которому под функциями федерального органа исполнительной власти по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям.
Указанные функции закреплены за Россельхозакадемией Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", а также уставом Россельхозакадемии.
Согласно части 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на органы, которые приняли оспариваемый акт.
Правительство Российской Федерации не доказало соблюдение установленного законодательством порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2006 год, утвержденного оспариваемым распоряжением, в части согласования с Россельхозакадемией включение организаций научного обслуживания в перечень госпредприятий, планируемых к приватизации.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При приватизации ОНО "ОПХ ВНИИЛ" в виде реорганизации в акционерное общество прекращается право хозяйственного ведения имуществом, что нарушает его права в экономической деятельности. Приватизация заявителя иным способом влечет за собой ликвидацию ОНО "ОПХ ВНИИЛ".
В случае приватизации ОНО "ОПХ ВНИИЛ" Россельхозакадемия как собственник федерального имущества утрачивает это имущество без своего согласия.
Таким образом, оспариваемое распоряжение Правительства Российской Федерации частично не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителей, в связи с чем подлежит признанию частично недействительным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 20, 29, 34 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьями 167-169, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2005 N 1306-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2006 год в части включения организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "ВНИИЛ" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт льна" в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2006 году как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья |
А.А. Арифулин |
Судья |
Н.Р. Иванова |
Судья |
И.И. Хорошилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признано недействительным распоряжение Правительства РФ от 25.08.2005 г. N 1306-р в части включения организации научного обслуживания "Опытно-производственное хозяйство "ВНИИЛ" государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт льна" Россельхозакадемии в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2006 г.
Как указал ВАС РФ, при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2006 г. были нарушены правила разработки этого плана и требования ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии с указанным ФЗ предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий. В то же время доказательств согласия Россельхозакадемии на приватизацию спорной организации не представлено.
ВАС РФ также отметил, что отсутствие Россельхозакадемии в системе федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314, не означает, что Россельхозакадемия не осуществляет полномочий федеральных органов исполнительной власти (в данном случае полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям).
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 марта 2006 г. N 15727/05
Текст решения официально опубликован не был