Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 октября 2007 г. N 10074/07
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 29 октября 2007 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Осиповой Н.В., судей Куликовой В.Б., Локтенко Н.И., при ведении протокола помощником судьи Лавриковой Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению организации научного обслуживания "Агронаучсервис" РАСХН и Российской академии сельскохозяйственных наук о признании частично недействительным ненормативного акта.
В судебном заседании приняли участие представители:
от организации научного обслуживания "Агронаучсервис" - Чочаев А.Х. - директор; Айдиев Р.А. - представитель (на основании доверенности от 23.10.2007 N 111);
от Россельхозакадемии - Айдиев Р.А. - представитель (на основании доверенности от 22.08.2007 N 36-09/798);
от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на основании поручения от 21.08.2007 N ДМ-П13-4153 и доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);
от Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02).
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:
организация научного обслуживания "Агронаучсервис" РАСХН (далее - ОНО "Агронаучсервис") и Российская академия сельскохозяйственных наук (далее - Россельхозакадемия") обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, в части включения ОНО "Агронаучсервис" РАСХН в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ).
В обоснование требования заявители указали на то, что названное распоряжение Правительства РФ (N 543-р) в оспариваемой части принято с нарушением норм статей 5 и 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", статьи 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", и порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации. Заявители также указали на то, что приватизация ОНО "Агронаучсервис" приведет к разрушению технологического единства научной и опытно-производственной деятельности подведомственных Россельхозакадемии организаций, а также к прекращению имущественных прав академии на имущество, используемое в научно-производственной деятельности.
Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права заявителей, поскольку приватизация ОНО "Агронаучсервис" предполагается путем его преобразования в открытое акционерное общество с сохранением характера его деятельности. Включение ОНО "Агронаучсервис" в прогнозный план приватизации произведено с соблюдением норм законодательства о приватизации и с согласия Россельхозакадемии, выраженного в письме РАСХН от 05.03.2007 N 01-29-10/32.
ФАУФИ поддержало доводы Правительства РФ.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в заявления и отзывах на них.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 2.2 устава ОНО "Агронаучсервис" входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук, и находится в непосредственном организационно-методическом подчинении академии; является организацией, созданной с целью выполнения научно-исследовательских работ по разработке метрологического оборудования и методическому обеспечению исследований с использованием метрологического оборудования, проводимых учреждениями Россельхозакадемии, а также обеспечивает проведение исследований в сфере контроля средств измерения и унификации метрологического оборудования. Реорганизация и ликвидация ОНО "Агронаучсервис" может быть произведена только по решению Россельхозакадемии или суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 6.2 устава).
Договором от 01.11.2003 N Х1.23 за ОНО "Агронаучсервис" закреплено на праве хозяйственного ведения государственное имущество в соответствии с постановлением Президиума Россельхозакадемии от 10.05.2003 и приказом Россельхозакадемии от 10.06.2003 N 67.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный Закон "О науке..."), Россельхозакадемия наделена правом на создание, реорганизацию, ликвидацию и переподчинение учреждений, организаций и предприятий Россельхозакадемии, а также правомочиями собственника в отношении закрепленного за подчиненными организациями государственного имущества. Пунктами 35, 46 устава Россельхозакадемии осуществление указанных полномочий отнесено к компетенции Президиума Россельхозакадемии.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон "О приватизации...") предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "178-ФЗ"
Между тем, материалами дела не подтверждается, что ОНО "Агронаучсервис" или Россельхозакадемия обращались в Правительство Российской Федерации или в ФАУФИ с предложениями о приватизации названной организации.
Согласно пункту 35 устава Россельхозакадемии решение о создании, реорганизации, ликвидации учреждений, предприятий и организаций академии относится к исключительной компетенции Президиума Россельхозакадемии. Президиум Россельхозакадемии решения о приватизации ОНО "Агронаучсервис" не принимал, о чем свидетельствуют материалы служебного расследования, проведенного Президиумом по факту направления в ФАУФИ списка организаций научного обслуживания для включения в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год. Доказательств обратного суду не представлено.
Письмо Россельхозакадемии от 05.03.2007 N 01-29-10/32, на которое ссылается Правительство РФ в подтверждение правомерности издания оспариваемого акта, не содержит ссылки на соответствующее решение Президиума Россельхозакадемии, поэтому оно не может быть принято судом в качестве надлежащего доказательства согласования вопроса о приватизации названной организации.
Кроме того, письмами от 26.03.2007 N 01-29-06/56 и от 28.03.2007 N 01-29-10/59, направленными в Аппарат Правительства Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Россельхозакадемия просила исключить из проекта плана приватизации федерального имущества на 2008 год ряд организаций, в том числе организацию научного обслуживания "Агронаучсервис".
Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806. Согласно пункту 11 Правил федеральные органы исполнительной власти не позднее 10 июня представляют согласованные перечни подведомственных им федеральных предприятий и организаций, подлежащих приватизации, в ФАУФИ, а в случае разногласий по проекту программы ФАУФИ проводит с этими органами согласительные совещания с участием представителя Министерства экономического развития и торговли РФ.
В связи с изложенным, указанные письма Россельхозакадемии об исключении ОНО "Агронаучсервис" из прогнозного плана приватизации, неправомерно не приняты во внимание Правительством РФ и ФАУФИ.
ОНО "Агронаучсервис" представлены в дело дополнительные документы (приказ ВАСХНИЛ и Госагропрома РСФСР от 20.10.1987 N 113ПК/930 "Об организации сервисного обслуживания приборов и лабораторного оборудования", письмо Россельхозакадемии от 09.02.2006 N 27/06/18ц, Научный план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблеме 09 на 2007 год, договоры на выполнение отдельных научно-исследовательских работ в 2007 году), из которых усматривается, что данная организация участвует в осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и пуско-наладочных работ, связанных с разработкой приоритетных направлений развития метрологического обеспечения научных организаций и предприятий Россельхозакадемии. Иных организаций, осуществляющих данное направление исследований, по заявлению Россельхозакадемии, в ее составе не имеется.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона "О науке..." при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава указанной организации опытного, опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2008 год не содержит указания на способ приватизации включенных в него предприятий. Приватизация способами, определенными статьей 13 Федерального закона "О приватизации...", предполагает реорганизацию либо ликвидацию государственного унитарного предприятия.
Следовательно, в результате приватизации ОНО "Агронаучсервис" утрачивается гарантия сохранения основных направлений деятельности Россельхозакадемии и подчиненных ей организаций и сохранения единства научно-производственного комплекса в сфере метрологического обеспечения.
Включение ОНО "Агронаучсервис" в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 год без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, противоречит названным нормам права, а также требованиям Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.
В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 543-р об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2008 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2008-2010 годы, в части включения организации научного обслуживания "Агронаучсервис" Российской академии сельскохозяйственных наук в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2008 году (пункт 2.186) как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Председательствующий судья |
Н.В. Осипова |
Судья |
В.Б. Куликова |
Судья |
Н.И. Локтенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВАС РФ признал недействительным распоряжение Правительства РФ от 29.04.2007 г. N 543-р в части включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 г. организации научного обслуживания "Агронаучсервис".
Как указал ВАС РФ спорная организация входит в состав Российской академии сельскохозяйственных наук и создана с целью выполнения научно-исследовательских работ по разработке метрологического оборудования и методическому обеспечению исследований. Федеральным закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусматривает направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ предложений о приватизации находящихся в их ведении ФГУП. Между тем, материалами дела не подтверждено, что организация или Россельхозакадемия обращались с соответствующими предложениями о приватизации.
Кроме того, согласно Федеральному закону "О науке и государственной научно-технической политике" при реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. В то же время в результате приватизации ОНО "Агронаучсервис" утрачивается гарантия сохранения основных направлений деятельности Россельхозакадемии и сохранения единства научно-производственного комплекса в сфере метрологического обеспечения.
Таким образом, включение организации научного обслуживания "Агронаучсервис" Российской академии сельскохозяйственных наук в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2008 г. не соответствует федеральному законодательству.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 октября 2007 г. N 10074/07
Текст решения официально опубликован не был