Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2007 г. N 20-Г07-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 5 июля 2007 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
прокурор Республики Дагестан оспорил пункты 3 и 14 Порядка осуществления ежемесячных денежных выплат жертвам политических репрессий, труженикам тыла и ветеранам труда в Республике Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 17 октября 2005 г. N 173 (в редакции постановления от 6 июня 2006 г.). В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что оспариваемые нормы, предусматривающие назначение ежемесячной денежной выплаты только по месту жительства получателя, определяемому отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте, и доставку ежемесячной денежной выплаты либо организацией федеральной почтовой связи либо кредитным учреждением, противоречат федеральному законодательству.
Указанным решением Верховного суда Республики Дагестан заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе Правительство Республики Дагестан ставит вопрос об отмене решения суда в части признания недействующим п. 14 Порядка о доставке ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующим п. 3 Порядка, предусматривающего назначение ежемесячной денежной выплаты только по месту жительства получателя, определяемому отметкой о регистрации по месту жительства в паспорте, суд правильно исходил из того, что Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и Федеральный закон "О ветеранах" не связывают право на получение ежемесячной денежной выплаты только с местом жительства получателя, которое подтверждается паспортом с отметкой о регистрации по месту жительства.
При вынесении решения суд также учел, что согласно Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В связи с этим следует согласиться с решением суда в этой части.
В указанной части не оспаривает решение и Правительство Республики Дагестан.
Судом признан недействующим и п. 14 Порядка, устанавливающий ограничения в выборе органа осуществляющего доставку ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с решением и в этой части.
В соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 г. N 294 и зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 21 декабря 2004 г., гражданину предоставляется право выбора организации, осуществляющей доставку ежемесячной денежной выплаты. Аналогичный порядок доставки, в частности, трудовой пенсии установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому доставка пенсии производится по желанию пенсионера органом осуществляющим пенсионное обеспечение, организацией федеральной почтовой связи, кредитной или иной организацией (ст. 18 закона).
Следовательно, установление оспариваемой нормой ограничения в выборе получателем кредитного учреждения, которое в данном случае устанавливается Министерством труда и социального развития Республики Дагестан, противоречит порядку, установленному на федеральном уровне и нарушает права, свободы и законные интересы получателя ежемесячной денежной выплаты.
С доводом кассационной жалобы о том, что удовлетворяя заявление прокурора в части признания недействующим п. 14 Порядка, суд без достаточных оснований сослался на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в Приложении N 1 которого в отличие от оспариваемого Порядка указаны другие категории получателей ежемесячной денежной выплаты, согласиться нельзя, поскольку указанный перечень Приложения N 1 утратил силу (приказ от 8 сентября 2006 г. N 654).
Из содержания Приказа, которым утвержден порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты, не следует, что он не распространяется на категории граждан, меры социальной поддержки которым установлены законодательством субъектов Российской Федерации.
Иные доводы кассационной жалобы также не ставят под сомнение правильность решения суда в части признании недействующим п. 14 Порядка осуществления ежемесячных денежных выплат.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 5 июля 2007 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 октября 2007 г. N 20-Г07-10
Текст определения официально опубликован не был