Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2007 г. N 5-Г07-77
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе С.А.В. на решение Московского городского суда от 15 мая 2007 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими отдельных положений Закона города Москвы N 15 от 19 апреля 2006 года "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.В.Б., объяснения С.А.В. и его представителя адвоката Т.И.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей Московской городской Думы, мэра Москвы К.С.И. и Р.А.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С.Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
19 апреля 2006 года Московской городской Думой был принят Закон города Москвы N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве", в соответствии с частью 4 статьи 13 которого в случае если нотариус отсутствует в нотариальной конторе в течение недели и более, он либо помощник нотариуса направляет в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве и Московскую городскую нотариальную палату соответствующее письменное уведомление.
Частью 3 статьи 18 этого же Закона предусмотрено, что размер членских взносов устанавливается в фиксированной денежной сумме и должен обеспечивать надлежащее выполнение функций Московской городской нотариальной палаты, установленных настоящим Законом.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 23 прекращение полномочий нотариуса производится Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Москве по одному из следующих оснований:
1) заявление нотариуса об освобождении от полномочий по собственному желанию;
2) смерть нотариуса либо объявление его умершим или безвестно отсутствующим в установленном законом порядке;
3) признание нотариуса в установленном законом порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным;
4) утрата нотариусом гражданства Российской Федерации;
5) осуждение нотариуса за совершение умышленного преступления - после вступления приговора суда в законную силу;
6) вынесение судом наказания в виде лишения права занимать должность нотариуса;
7) вступление в законную силу решения суда о лишении нотариуса полномочий;
8) выход нотариуса из Московской городской нотариальной палаты. Московская городская нотариальная палата вправе обратиться в суд с ходатайством (исковым заявлением) о прекращении полномочий нотариуса при наличии следующих оснований:
1) нарушение нотариусом законодательства при осуществлении им нотариальной деятельности;
2) нарушение присяги и неоднократное совершение нотариусом проступков, порочащих честь и достоинство профессии нотариуса, нарушение требований, установленных профессиональным Кодексом нотариусов Москвы;
3) в случае наделения нотариуса полномочиями в нарушение требований законодательства Российской Федерации и настоящего Закона;
4) систематическое и грубое несоблюдение нотариусом установленного графика работы нотариальной конторы;
5) отсутствие договора о страховании риска профессиональной ответственности;
6) неуплата без уважительных причин членских взносов в течение трех месяцев подряд;
7) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При наличии судебного решения или приговора суда о прекращении полномочий нотариуса полномочия нотариуса прекращаются с момента вступления в законную силу решения или приговора суда. Он исключается из реестра нотариусов города Москвы и числа членов Московской городской нотариальной палаты и обязан сдать печать в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве, а нотариальный архив - в Московскую городскую нотариальную палату.
Нотариус города Москвы С.А.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующими:
части 4 статьи 13 в части слов "либо помощник нотариуса" и "в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве и...";
части 3 статьи 18 - в части слов "устанавливается в фиксированной денежной сумме";
пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 части 1 статьи 23;
пункта 2 части 2 статьи 23 - в части слов "нарушение присяги";
пунктов 3, 4, 6 части 2 статьи 23;
части 3 статьи 23 - в части слов "или приговора"; "в Московскую городскую нотариальную палату", указывая на их противоречие Основам законодательства Российской Федерации о нотариате.
Решением Московского городского суда в удовлетворении требований С.А.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
Отказывая С.А.В. в признании недействующими оспариваемых положений части 4 статьи 13 Закона города Москвы "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" (далее - Закон города Москвы), суд посчитал, что они дополняют положения статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 и последним не противоречат.
Учитывая требования частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации о недопустимости противоречия законов субъектов Российской Федерации федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, с данным выводом суда можно согласиться при условии, если подобное дополнение не изменяет осуществленного федеральным законодателем правового регулирования.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае, если нотариус отсутствует более недели, он обязан известить об этом соответствующую нотариальную палату.
Эта норма федерального закона, действительно, не содержит указаний на возможность извещения соответствующей нотариальной палаты помощником нотариуса.
Однако, принимая во внимание положения статьи 19 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате о том, что права и обязанности помощника нотариуса определяются трудовым договором с нотариусом, возможность уведомления Московской городской нотариальной палаты об отсутствии нотариуса его помощником (если такое право предусмотрено трудовым договором), правильно расценено в качестве дополнительной гарантии деятельности нотариуса, что не может рассматриваться как противоречие федеральному закону.
Выражение в части 4 статьи 13 Закона города Москвы "в течение недели и более" употреблено в одном значении с выражением "более недели", содержащееся в части 4 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате. Поэтому оснований для признания оспариваемой нормы недействующей и в этой части у суда не имелось.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя о незаконности приведенных выше положений основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно той же части 4 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус обязан известить о своем отсутствии более недели только соответствующую нотариальную палату.
В этой связи суд ошибочно посчитал соответствующим федеральному правовому регулированию возложение на нотариуса частью 4 статьи 13 Закона города Москвы не предусмотренной федеральным законом обязанности известить о своем отсутствии, кроме Московской городской нотариальной палаты, Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве.
В соответствии со статьей 27 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет собрание членов нотариальной палаты.
Оспариваемой же заявителем частью 3 статьи 18 Закона города Москвы собранию членов Московской городской нотариальной палаты предписано устанавливать размер членских взносов исключительно в фиксированной денежной сумме, что представляется вторжением в право собрания членов нотариальной палаты самостоятельно определять размер членских взносов, установленное федеральным законом без каких-либо условий или ограничений.
Поэтому вывод суда о конкретизации законодателем Москвы положений федерального закона является ошибочным.
Нельзя согласиться с подобной позицией суда и в отношении части 1 статьи 23 Закона города Москвы.
В силу части 5 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:
1) осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;
2) ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
3) по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Как следует из содержания приведенных правовых положений, одним из способов освобождения нотариуса от полномочий является решение суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях осуждения его за совершение умышленного преступления, ограничения дееспособности или признания недееспособным или по ходатайству нотариальной палаты.
Из осуществленного в части 1 статьи 23 Закона города Москвы правового регулирования неясно, при наступлении каких обстоятельств, предусмотренных пунктами 2-8 данной нормы необходимо принятие вышеуказанного решения суда о лишении нотариуса права нотариальной деятельности.
В заседании суда кассационной инстанции представители заинтересованных лиц пояснили, что ни по одному из указанных в пунктах 2-8 части 1 статьи 23 Закона города Москвы оснований такого решения не требуется.
Однако подобное толкование, в частности, пунктов 3 (признание нотариуса недееспособным либо ограниченно дееспособным) и 5 (осуждение нотариуса за совершение умышленного преступления) не согласуется с положениями части 5 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
При этом решение суда о лишении нотариуса права нотариальной деятельности, как способ освобождения нотариуса от полномочий, указан в пункте 7 оспариваемой нормы в качестве основания для прекращения полномочий нотариуса, что исключает ее однозначное восприятие и толкование правоприменителями.
Между тем, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, Постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).
По этой причине, в связи с несоблюдением законодателем города Москвы общеправовых требований непротиворечивости, ясности и определенности правового регулирования, с выводом суда о соответствии федеральному закону положений пунктов 2-8 части 1 статьи 23 Закона города Москвы согласиться нельзя.
Отказывая заявителю в признании недействующими оспариваемых положений части 2 статьи 23 Закона города Москвы, суд посчитал, что расширение перечня оснований для обращения нотариальной палаты в суд с ходатайством о прекращении полномочий нотариуса осуществлено законодателем города Москвы в силу совместного с Российской Федерацией регулирования вопросов нотариата и в соответствии со статьей 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Данная позиция суда представляется необоснованной.
Как следует из положений пункта 3 части 5 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, другие случаи, при которых нотариальная палата вправе ходатайствовать об освобождении нотариуса от полномочий, могут быть предусмотрены исключительно законодательными актами Российской Федерации.
Учитывая, что закон города Москвы к законодательным актам Российской Федерации не относится, суд ошибочно посчитал оспариваемые положения части 2 статьи 23 Закона города Москвы соответствующими федеральному закону.
Признавая таковыми положения части 3 статьи 23 этого же Закона об обязанности нотариуса сдать в случае прекращения его полномочий нотариальный архив в Московскую городскую нотариальную палату, суд указал на то, что законодатель города Москвы был вправе определить порядок передачи нотариального архива.
Между тем, данные доводы суда прямо противоречат требованиям части 6 статьи 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии с которыми определение такого порядка возложено на Министерство юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Указаний на то, что до принятия названными федеральными органами порядка передачи хранящихся у нотариуса документов другому нотариусу данный вопрос может быть урегулирован субъектом Российской Федерации, федеральный закон не содержит.
В силу статьи 47 Уголовного кодекса РФ лишение права заниматься определенной деятельностью, в том числе нотариальной, может назначаться приговором суда в качестве основного или дполнительного вида наказания.
Поэтому с выводом суда о соответствии федеральному закону оспоренных заявителем положений части 3 статьи 23 Закона города Москвы о том, что при наличии приговора суда о прекращении полномочий нотариуса полномочия нотариуса прекращаются с момента вступления в законную силу приговора суда, следует согласиться.
Доводов, опровергающих данный вывод суда, заявитель в кассационной жалобе не приводит.
На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, определила:
решение Московского городского суда от 15 мая 2007 года об отказе в удовлетворении заявления С.А.В. отменить частично и принять новое решение, которым признать недействующими:
часть 4 статьи 13 в части слов "Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве и...";
часть 3 статьи 18 - в части слов "устанавливается в фиксированной денежной сумме и... ";
пункты 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 части 1 статьи 23;
пункт 2 части 2 статьи 23 - в части слов "нарушение присяги и...";
пункты 3, 4, 6 части 2 статьи 23;
часть 3 статьи 23 - в части слов "в Московскую городскую нотариальную палату" Закона города Москвы N 15 от 19 апреля 2006 года "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве".
В остальной части это же решение оставить без изменения, а кассационную жалобу С.А.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2007 г. N 5-Г07-77
Текст определения официально опубликован не был