Решение Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. N ГКПИ07-648
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2007 г. N КАС07-485 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карди" о признании недействующим пункта 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621, установил:
согласно пункту 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621, настоящие Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС(Н)), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС(Н) (далее - Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организаций, независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).
ООО "Карди" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 2 Правил недействующим, ссылаясь на то, что федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, во исполнение которых был издан приказ N 621, обязанность иметь план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрена только для организаций, имеющих опасные производственные объекты, в противоречие с этими нормативными актами оспариваемая норма расширяет границы применения требований по разработке указанных планов, распространяя действие Правил на организации, эксплуатирующие суда, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов, вследствие чего создаются препятствия для осуществления нормальной экономической деятельности таких организаций, каковой и является ООО "Карди".
В судебном заседании представители заявителя Б.В.В., К.Д.П., Ч.Р.В. поддержали вышеизложенные требования, дополнительно указав на то, что оспариваемая норма распространяет действие Правил и на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов, то есть на организации, не упомянутые ни в одном нормативном правовом акте большей юридической силы.
Представители Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий К.A.M., П.Т.И. и Министерства юстиции Российской Федерации М.Е.А. возражали против заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое нормативное положения основано на нормах федерального закона и постановлений Правительства Российской Федерации.
Обсудив доводы представителей заявителя и представителей заинтересованных лиц, проанализировав оспариваемый пункт Правил, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф.А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 18.12.2006 г.), определяющий общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в этой области, устанавливает, формулируя основные принципы, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7), вменяет в обязанности организаций планировать необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).
В статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в редакции от 18.12.2006 г.) установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. При этом в подпункте "в" пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции, основанной на положениях статей 3, 10, 12, 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, статей 4, 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, издало ряд постановлений, в которых, в частности, определило порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по нормативно-правовому регулированию в области защиты населения на территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Реализуя свои полномочия, МЧС России утвердило Правила, отдельные положения которых оспариваются заявителем, установившие общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, определило порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Правила зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14.04.2005 г., регистрационный N 6514, опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 25.04.2005 г., N 17.
Распространение действия этих Правил на организации, независимо от форм собственности, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов, не является произвольным, основано на нормах вышеназванных Федеральных законов, устанавливающих обязанность организаций планировать мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и принятых в их развитие постановлений Правительства Российской Федерации.
Пунктом 6 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (в редакции постановления от 15.04.2002 г., N 240), прямо предусмотрено, что планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов; указано на полномочие МЧС России определять требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Обязанность организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, что непосредственно связано с эксплуатацией опасных производственных объектов, указанных в подпункте "в" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, вытекает из взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240.
Положением о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 490, к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым при осуществлении перевозок грузов, отнесено наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (подпункт "г" пункта 4).
В пункте 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (в редакции от 03.10.2006 г.) во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций.
Довод представителей заявителя о необоснованном распространении действия Правил на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов, не соответствует подпункту "в" пункта 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, подпункту "а" пункта 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 595 (в редакции от 26.01.2007 г.), относящим к опасным (пожароопасным) производственным объектам объекты, на которых используются горючие жидкости.
Кроме того, ООО "Карди" осуществляет деятельность, связанную с транспортировкой, а не использованием нефти и нефтепродуктов, вследствие чего включение в оспариваемую норму термина "использование", не затрагивает его прав и свобод.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Карди" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. N ГКПИ07-648
Текст решения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2007 г. N КАС07-485 настоящее решение оставлено без изменения