Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N 6244/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Валявиной Е.Ю., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова СБ., Першутова А.Г., Сарбаша СВ., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2006 по делу N А71-5083/2006-А17, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике - Будыка И.Н., Мошков И.А., Смирнов Д.А., Хабибуллин М.М.;
от муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Ижевска" - Зиганшин Р.Ф., Снегирева Л.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Муниципальное учреждение "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Ижевска" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - инспекция) от 30.06.2006 N 16-20-7738.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2006 требование учреждения удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 06.02.2007 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов инспекция просит их отменить как противоречащие налоговому законодательству и нарушающие единообразие в толковании и применении норм права.
В отзыве на заявление учреждение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие налоговому законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного учреждением требования по следующим основаниям.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 года, по результатам которой принято решение от 30.06.2006 N 16-20-7738 о привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 576886 рублей 65 копеек штрафа, а также о доначислении 2889709 рублей 92 копеек налога на добавленную стоимость и начислении 117533 рублей 8 копеек пеней в связи с невключением в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость 5 процентов от стоимости оказанных жилищно-коммунальных услуг.
Не согласившись с указанным решением, учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что учреждение в соответствии с уставом осуществляет деятельность по обслуживанию населения в сфере жилищно-коммунальных услуг и выполняет функции уполномоченного органа местного самоуправления. Сославшись на постановление администрации города Ижевска от 16.07.2002 N 314, которым утвержден норматив на содержание учреждения в размере 5 процентов от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг, суды сочли средства, полученные им от населения, целевым бюджетным финансированием, не подлежащим включению в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость.
Между тем позиция судов трех инстанций ошибочна ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, целями и задачами учреждения являются обеспечение надежного функционирования жилищно-коммунального хозяйства города Ижевска, создание условий для развития и совершенствования жилищно-коммунального хозяйства, достижение иных социально значимых целей в этой области.
В рамках выполнения уставной деятельности учреждение заключает с организациями договоры на получение тепловой энергии, газа, воды, электроэнергии, на содержание и ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры.
Жилищный кодекс Российской Федерации разграничивает плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренный частью 4 статьи 154 этого Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральным законом.
Исходя из подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Из указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации следует, что освобождается от налогообложения только плата за пользование, то есть за наем жилого помещения.
Постановлением администрации города Ижевска от 16.07.2002 N 314 утвержден норматив на содержание учреждения в размере 5 процентов от стоимости всех видов жилищно-коммунальных услуг, включенный в тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению.
Следовательно, получаемые учреждением от населения денежные средства представляют собой плату за коммунальные услуги, подлежащую включению в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оснований для признания указанных сумм в качестве средств целевого финансирования у судов не имелось, поскольку произведенные гражданами платежи не отвечают требованиям, установленным подпунктом 3 пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежат отмене в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.08.2006 по делу N А71-5083/2006-А17, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2007 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления муниципального учреждения "Городское жилищное управление - Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве города Ижевска" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике от 30.06.2006 N 16-20-7738 отказать.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация ЖКХ была привлечена к налоговой ответственности в связи с невключением в налоговую базу по НДС средств, перечисляемых на ее содержание населением в составе оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
Судебные инстанции пришли к выводу о неправомерности привлечения организации к ответственности. При этом суды исходили из того, что указанные средства, полученные организацией от населения, направляются на осуществление ее уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. В связи с этим, данные средства являются целевым финансированием и не подлежат включению в налоговую базу для исчисления НДС.
Президиум ВАС РФ не согласился с указанными выводами и пояснил следующее.
Жилищный кодекс РФ разграничивает плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Исходя из НК РФ, не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Из вышеуказанных положений ЖК РФ и НК РФ следует, что от налогообложения освобождается только плата за пользование, то есть за наем жилого помещения.
Следовательно, получаемые организацией от населения денежные средства представляют собой плату за коммунальные услуги, подлежащую включению в налоговую базу для исчисления НДС. Оснований для признания указанных сумм в качестве средств целевого финансирования у судов не имелось, поскольку данные средства не отвечают требованиям п.п. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ (не являются имуществом, передаваемым некоммерческой организации на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью).
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N 6244/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 1