Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 7-Г07-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губернатора Ивановской области об отмене решения Ивановского областного суда от 30 августа 2007 года, которым признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 1 пункта 1 статьи 2 и Приложение N 1 Закона Ивановской области от 4 декабря 2006 г. N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" в части, устанавливающей размеры ежемесячного денежного поощрения, за исключением ежемесячного денежного поощрения по должностям государственной гражданской службы Ивановской области и в аппарате мирового судьи.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., объяснения Ч., Т., Ж. представителей Губернатора Ивановской области и Ивановской областной Думы, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей решение законным и обоснованным, а, поэтому, не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии с пунктом 1 статьи 2 размеры# Закона Ивановской области от 4 декабря 2006 г. N 123-ОЗ "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих устанавливаются с 1 октября 2006 года в соответствии с приложением N 1 к настоящему Закону.
Исполняющий обязанности прокурора Ивановской области обратился в Ивановский областной суд с заявлением о признании недействующим данного Закона, сославшись на его противоречие Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Бюджетному кодексу Российской Федерации, в нарушение требований которых установлено ежемесячное денежное поощрение для государственных гражданских служащих Ивановской области в размере от 2 до 10,5 должностных окладов, то есть в большем размере, по сравнению с государственными служащими территориальных федеральных органов исполнительной власти.
Ивановская областная Дума, Губернатор Ивановской области с заявлением исполняющего прокурора Ивановской области не согласились.
Решением Ивановского областного суда от 30 августа 2007 года заявление исполняющего обязанности прокурора Ивановской области удовлетворено, оспариваемый им Закон Ивановской области признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Губернатор Ивановской области просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе в судей. Полагает, что решение фактически проверено на соответствие выводам Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а не на соответствие федеральному законодательству, как того требует ГПК РФ.
Относительно кассационной жалобы первым заместителем прокурора Ивановской области поданы возражения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не находит их подлежащими удовлетворению.
Признавая противоречащими федеральному законодательству оспариваемые прокурором положения, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Ивановская область является дотационным регионом, а поэтому размеры ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Ивановской области не должны превышать размеров ежемесячного денежного поощрения, установленных для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Согласно ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ежемесячное денежное поощрение является составной частью денежного содержания гражданского служащего.
Как следует из содержания оспариваемых положений Закона Ивановской области "О системе оплаты труда государственных гражданских служащих Ивановской области" предмет их правового регулирования, составляют общественные отношения, связанные с установлением размеров должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих с 1 октября 2006 года. В частности размер ежемесячного денежного поощрения по должностям государственной гражданской службы Ивановской области установлен в размере от 2 до 10,5 должностных окладов.
Однако, согласно Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании государственных гражданских служащих", в силу которого размер денежного поощрения для федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации установлен в размере 1 должностного оклада.
Кроме того, судом установлено, что Ивановская область является получателем финансовой поддержки из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Так, на 2007 год размер дотации предусмотрен в сумме 4996375,0 тыс. руб. или 26,6% от объема консолидированного бюджета Ивановской области, что свидетельствует (с учетом структуры населения, социально-экономических и иных объективных факторов и условий, влияющих на установление размеров заработной платы государственных гражданских служащих этого региона) о низком налоговом потенциале Ивановской области.
Таким образом, размер денежного поощрения государственных служащих Ивановской области, действительно, превышает размер денежного поощрения государственных служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, что не согласуется с требованиями ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой в субъекте Российской Федерации, которому в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.
Доводы представителей Губернатора Ивановской области и Ивановской областной Думы, сводящиеся к тому, что суд неправильно сопоставил размеры денежного поощрения государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, являются несостоятельными.
Поскольку обе категории государственных служащих проживают и работают в одном регионе, находятся в одинаковых условиях, выступают представителями интересов публичной власти государства и общества, выполняют функции государственного управления, Судебная коллегия находит суждения суда о сопоставимости данных категорий государственных гражданских служащих, обоснованными.
Таким образом, оснований для отмены решения в кассационном порядке, не имеется. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы процессуального и материального права, подлежащие применению по данному делу, поняты и истолкованы судом правильно, вследствие чего сделан правильный вывод об удовлетворении заявления прокурора Ивановской области.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Ивановского областного суда от 30 августа 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Ивановской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 7-Г07-18
Текст определения официально опубликован не был