Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2007 г. N 73-Г07-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Г.В. Макарова, Л.А. Калининой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Козлова Дмитрия Астафьевича об отмене решения избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 14 от 17 октября 2007 г. о регистрации Бужинаева С.П. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного суда Республики Бурятия от 1 ноября 2007 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Макарова, объяснения представителя заявителя - Шмыкова В.Е., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
постановлением Народного Хурала Республики Бурятия "О назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" от 29 августа 2007 г. N 2510-III выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия назначены на 2 декабря 2007 г.
Решениями Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 14 от 17 и от 22 октября 2007 г. Бужинаев С.П. и Козлов Д.А. (соответственно) зарегистрированы кандидатами в депутаты Народного Хурала РБ по данному округу.
Козлов Д.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения N 3 от 17 октября 2007 г. о регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия Бужинаева С.П., указав на то, что представленные Бужинаевым С.П. подписные листы не соответствуют установленной форме, поскольку в нарушение требований Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" от 6 января 2004 г. N 603-III, в них отсутствует текст "Выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" и указание даты проведения выборов, что влечет недействительность всех подписей в подписных листах.
По делу постановлено указанное выше решение, мотивированное тем, что отсутствие в подписных листах отмеченного выше текста не предусмотрено в качестве обязательного элемента, в связи с чем не является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В кассационной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Отмечает, что судом неправильно истолкованы нормы указанных выше федерального и субъекта РФ законов, регламентирующих форму подписных листов и основания признания их действительными (недействительными), что повлекло ошибочный вывод по делу.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 8 статьи 37 вышеназванного федерального закона форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящего в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающем подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, ставит собственноручно. Согласно п. 5 ст. 25 указанного выше Закона Республики Бурятия, подписные листы устанавливаются по форме, указанной в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Закону. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указывается, кем выдвинут кандидат, фамилия, имя, отчество, дата рождения, информация о наличии гражданства иностранного государства и наименовании иностранного государства, наличии вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата.
Из дела следует и не является спорным то, что в подписных листах представленных Бужинаевым С.П. в избирательную комиссию отсутствует текст в редакции "Выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" и нет указания даты проведения выборов, о чем отмечено выше. В то же время в верхней части лицевой стороны подписного листа имеется текст в редакции "Мы нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия от избирательного объединения по одномандатному избирательному округу N 14 Бужинаева Сергея Прокопьевича..." с указанием анкетных данных о нем.
Оценивая данные обстоятельства, суд правильно указал на то, что из имеющегося фактического текста подписных листов неоспоримо следует, что сбор подписей осуществляется в связи с выборами в Народный Хурал Республики Бурятия, что и отражает суть сбора подписей. Такая запись не вводит в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию относительно органа государственной власти, кандидатом в который выдвигается Бужинаев С.М.
Что касается обстоятельства отсутствия даты проведения выборов в Народный Хурал Республики Бурятия, то и в этой части суд обоснованно признал, что оно не может быть признано основанием для отмены решения окружной избирательной комиссии, так как дата проведения указанных выборов определена постановлением Народного Хурала республики Бурятия "О назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" от 29 августа 2007 г. N 2510-III, в п. 1 которого указано, что выборы депутатов Народного Хурала РБ назначены на 2 декабря 2007 г. Данное постановление официально опубликовано в республиканских средствах массовой информации.
Судебная коллегия не считает убедительными доводы кассационной жалобы о том, что отмеченное в качестве несоответствия закону формы подписных листов влекут неправильное восприятие текста и как следствие, неправильное формулирование волеизъявления избирателей в части поддержки Бужинаева С.П. при выдвижении кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия.
Суд обоснованно исходил из того, что в подписных листах, представленных Бужинаевым С.П. в избирательную комиссию, были соблюдены все обязательные требования, предъявляемые пунктом 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статей 25 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия".
Изучение материалов дела указывает на то, что вывод суда первой инстанции соответствует установленным обстоятельствам дела и требованиям закона об относимости и допустимости доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361, 362, 363, 364 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Бурятия от 1 ноября 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Козлова Д.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2007 г. N 73-Г07-12
Текст определения официально опубликован не был