Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 73-Г07-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Харланова А.В., Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 28 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 6 ноября 2007 г., которым признано незаконным и отменено решение окружной избирательной комиссии от 25 октября 2007 г. N 11 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Батуеву Буда-Ширалу Чимитовичу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:
Батуев Б.-Ш.Ч. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии, которым ему было отказа но в регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 28. Основанием отказа послужило следующее обстоятельство, на которое ука зала избирательная комиссия: в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Народного Хурала РБ обнаружены недействительные подписи в количестве 42 подписей, а именно, даты внесения подписи избирателя проставлены не собственноручно избирателем.
Заявитель считает, что данное решение избирательной комиссии не основано на законе и подлежит отмене, поскольку в нарушение пп. 7 п. 5 ст. 26 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" в ведомости проверки подписных листов отсутствует письменное заключение эксперта по выявленному факту, чем нарушается его право, предусмотренное Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и вышеуказанным Законом Республики Бурятия, быть избранным в депутаты Народного Хурала РБ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пп. 5 п. 7 ст. 26"
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 6 ноября 2007 г. заявление Батуева Б.-Ш.Ч. удовлетворено.
В кассационной жалобе окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 28 поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Отказывая в регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала окружная избирательная комиссия сослалась на подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункт "д" пункта 22 статьи 26 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов На родного Хурала Республики Бурятия".
Согласно указанным нормам в качестве основания отказа в регистрации кандидата может быть, в т.ч., недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Из п. 1 протокола N 8 заседания окружной избирательной комиссии от 25 октября 2007 г. следует, что решение отказать Батуеву Б-Ш.Ч. в регистрации кандидатом принято единогласно на основании вышеуказанной нормы Федерального закона в связи с тем, что было обнаружено, что даты внесения подписей 42 избирателей внесены не собственноручно. При этом окружная избирательная комиссия руководствовалась именно федеральным законом, исходя из того, что при его несоответствии с законом субъекта РФ, федеральный закон имеет прямое действие.
Между тем, суд правильно не согласился с решением окружной избирательной комиссии.
Согласно п. 3 ст. 38 указанного выше Федерального закона основания для признания подписей недействительными должны предусматриваться законом.
В силу пп. 5 п. 7 ст. 26 Закона Республики Бурятия от 6 января 2004 г. N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" недействительными считаются подписи избирателей, даты внесения которых не проставлены избирателями собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5.1 указанной статьи.
Названный пункт 5.1 ст. 26 Закона Республики Бурятия предусматривает, что для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, комиссия может привлекать к проверке экспертов. Заключения экспертов, изложенные в ведомости проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Проанализировав указанные нормы федерального и республиканского законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия при появившихся сомнениях в достоверности и действительности собственноручного указания избирателями дат проставленных подписей должна была привлечь эксперта, заключение которого должно было быть изложено в ведомости проверки подписных листов. Это ее обязанность в данном случае, а не право. Усмотрение комиссии по данному вопросу, даже не вызывающему сомнений, как правильно указал суд, не основано на законе, требующем при влечения эксперта, обладающего специальными познаниями в этой области.
Из материалов дела следует и установлено судом, что избирательная ко миссия не исполнила указанное требование избирательного законодательства и, отказав в регистрации, тем самым, нарушила право заявителя быть избранным депутатом в Народный Хурал Республики Бурятия четвертого созыва.
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Соглашаясь с решением суда, Судебная коллегия исходит также из того, что противоречия между федеральным законом и законом Республики Бурятия не имеется, поскольку признание подписей недействительными (недостоверными) на основании заключения эксперта, является гарантией избирательных прав граждан, а не их ограничением.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным в решении суда и настоящем определении основаниям.
Ссылка в кассационной жалобе на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2005 г. по делу N 58-Г05-38 несостоятельна, поскольку обстоятельства настоящего дела иные.
Нарушений и неправильного применения норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 6 ноября 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 28 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 73-Г07-16
Текст определения официально опубликован не был