18 октября 2012 г., 25 января 2013 г.
В целях повышения качества предоставления государственной услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемый стандарт качества предоставления в Республике Башкортостан государственной услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Стандарт
качества предоставления в Республике Башкортостан государственной услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 12 августа 2011 г. N 276)
18 октября 2012 г., 25 января 2013 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает обязательные для исполнения основные требования к объему и качеству государственной услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственная услуга), предоставляемой государственными бюджетными образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детскими домами Республики Башкортостан (далее - детские дома) несовершеннолетним, имеющим статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - воспитанники).
1.2. Разработчиком настоящего стандарта является Министерство образования Республики Башкортостан.
1.3. Термины и определения, применяемые в стандарте:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей или единственного в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, в связи отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в детском доме бесплатного содержания и воспитания.
1.4. Государственная услуга предоставляется воспитанникам детскими домами.
Цели и задачи предоставления воспитанникам государственной услуги:
обеспечение условий для их круглосуточного пребывания в детском доме;
предоставление общего (специального общего) образования;
медицинское наблюдение и оказание необходимых видов медицинской помощи;
проведение медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации;
проведение коррекционно-восстановительных мероприятий;
обеспечение предметами личного быта (одеждой, обувью, мягким инвентарем и иными предметами);
предоставление питания, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка;
подготовка документов при возвращении их в семью или передаче в замещающие семьи, при выпуске из образовательного учреждения при достижении ими совершеннолетнего возраста, поступлении в учреждение профессионального образования;
обеспечение законных интересов и прав воспитанников.
1.5. Получатели государственной услуги - несовершеннолетние лица до 18 лет, проживающие на территории Республики Башкортостан, отнесенные к следующим категориям:
дети-сироты;
дети, отобранные у родителей по решению суда;
дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.
Временными получателями государственной услуги являются дети одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, дети из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, в возрасте до 18 лет.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2013 г. N 14 в пункт 1.6 настоящего Стандарта внесены изменения
1.6. Устройство в детский дом осуществляется по обращению должностных лиц органов опеки и попечительства, домов ребенка и социальных приютов Республики Башкортостан в течение 1 месяца с момента представления установленных законодательством документов. Устройство в детский дом детей одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также детей из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, осуществляется на срок до одного года.
В оказании государственной услуги отказывается в случае непредставления необходимых документов.
1.7. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления государственной услуги:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации "Об образовании";
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования";
Конституция Республики Башкортостан;
Закон Республики Башкортостан "Об образовании";
Закон Республики Башкортостан "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан";
Закон Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 августа 2006 года N 248 "Об утверждении норм питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем (оборудованием) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях Республики Башкортостан".
1.8. Основными факторами, определяющими качество государственной услуги, являются:
наличие и состояние документов, регламентирующих деятельность детских домов;
состояние материально-технической базы, включая типовые здания и сооружения;
наличие одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены и др.;
предоставление питания в соответствии с нормами, установленными законодательством;
укомплектованность кадрами и уровень их квалификации;
наличие медицинского блока для осуществления медицинской деятельности;
наличие соответствующих помещений и специального оснащения для предоставления воспитанникам дополнительного образования;
наличие условий для обеспечения соблюдения законных интересов и прав воспитанников, охраны общественного порядка;
информационное сопровождение деятельности по предоставлению государственной услуги;
наличие внутренней и внешней систем (служб) контроля за деятельностью по предоставлению государственной услуги, а также за соблюдением требований настоящего стандарта;
ответственность должностных лиц за качество предоставления государственной услуги;
расходы на предоставление государственной услуги осуществляются в соответствии с государственным заданием в пределах средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
2. Требования к качеству предоставления государственной услуги
2.1. Детский дом должен иметь регламентирующие его деятельность следующие документы:
устав, утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке;
лицензию на право ведения образовательной деятельности;
лицензию на право ведения медицинской деятельности;
сертификат соответствия на предоставление услуг питания;
договор с учредителем;
типовые положения, локальные акты;
должностные инструкции работников учреждения, инструкции по охране труда, иные инструкции;
эксплуатационные документы: технические паспорта на здания и используемое оборудование, сертификаты качества оборудования, инвентарные описи основных средств и другие;
заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
2.2. Предоставление государственной услуги должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности; оборудование детского дома должно находиться в исправном состоянии, быть безопасным.
Детский дом действует на основании лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
Помещения детского дома располагаются в отдельно стоящем здании. Прилегающая к зданию территория оборудуется системами наружного освещения; асфальтовые или брусчатые тротуары (дорожки) должны соединять входы и выходы с территории со входом в здание, а также местами для прогулок с воспитанниками.
Содержание участка и здания, отделка и оборудование помещений здания, режим дня и организация воспитательного процесса детского дома должны соответствовать гигиеническим требованиям к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Санитарные правила СП 2.4.990-00).
На участке и в помещениях здания не должно находиться оборудование, не связанное с оказанием государственной услуги или обеспечением условий для пребывания воспитанников.
2.3. Для осуществления образовательного процесса, проведения психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников в детских домах должны быть:
комплекс жилых и учебных зданий;
помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, спортивная площадка, учебно-производственные мастерские и другие помещения, необходимые для обеспечения деятельности детского дома;
материальная база для проведения специальных коррекционных и лечебных занятий, в том числе медицинские кабинеты (процедурный, дежурной медицинской сестры, изолятор), комната психологической разгрузки и другие;
спальные помещения, санитарные узлы с отдельными кабинами в соответствии с установленными нормами;
транспортные средства (автобус, легковая и грузовая автомашины).
Кабинеты, мастерские для проведения образовательного процесса, помещения для проведения психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников оснащаются специальным оборудованием, аппаратурой, приборами и инструментами, отвечающими требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество государственной услуги. Специальное оборудование, приборы и аппаратуру необходимо использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами и содержать в технически исправном состоянии. Каждый воспитанник обеспечивается исправной мебелью.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 октября 2012 г. N 376 в пункт 2.4 настоящих Стандартов внесены изменения
2.4. Комплектование детского дома работниками регламентируется штатным расписанием. Предоставление государственных услуг в детском доме осуществляют руководящие, педагогические работники, обслуживающий персонал. Каждый работник детского дома должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать необходимыми знаниями и опытом.
Повышение квалификации педагогических работников проводится не реже одного раза в 5 лет путем обучения и (или) стажировки в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях и иных организациях. Работникам необходимо иметь должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
На педагогическую работу принимаются лица с высшим или средним профессиональным образованием, которое подтверждается документами государственного образца.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном законодательством порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
В целях обеспечения защиты воспитанников от любых форм физического и психологического насилия, включая сексуальное, оскорбления или злоупотребления, эксплуатации преподавателями и другими работниками учреждения, а также в случае отсутствия заботы с их стороны при осуществлении кадровой политики руководителю детского дома необходимо особое внимание уделять качественному подбору персонала. Рекомендуется отдавать предпочтение соискателям, имеющим соответствующее образование, опыт работы в данном виде учреждения либо по аналогичной специальности и обладающим физическим, психическим здоровьем и моральной устойчивостью.
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается штатным медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников.
2.5. Предоставление государственной услуги воспитанникам включает:
создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обеспечение их одеждой, обувью и мягким инвентарем (оборудованием);
обеспечение их социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации;
обеспечение освоения воспитанниками образовательных программ, а также охраны и укрепление их здоровья;
обеспечение охраны прав и интересов воспитанников.
Прием, выпуск, перевод воспитанников в другое учреждение осуществляется в порядке, определяемом уставом детского дома.
Особенности содержания детей, их воспитания и педагогического режима в детском доме определяются:
организацией разновозрастных (не более 8 человек) и одновозрастных (от 4 лет и старше - не более 10 человек) групп при наличии соответствующих условий;
четким распорядком дня с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в детском доме, обеспечивающим рациональное сочетание обучения, труда и отдыха;
возможностью для воспитанников посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и детским домом;
возможностью участия воспитанников в процессе самоуправления и самовоспитания в детском доме;
возможностью получения воспитанниками медико-психолого-педагогической, медицинской и социально-правовой, коррекционной помощи;
системой воспитательной работы, обеспечивающей занятость всех воспитанников общественно-полезным, хозяйственно-бытовым трудом и организацию их досуга;
организацией трудового воспитания в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников;
возможностью предоставлять для воспитанников дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги по их профессиональной подготовке по договорам с предприятиями, учреждениями и организациями при наличии у детского дома соответствующей лицензии.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 октября 2012 г. N 376 пункт 2.6 настоящих Стандартов изложен в новой редакции
2.6. Детский дом обязан довести до сведения граждан информацию, установленную правилами размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
2.7. Информация о порядке предоставления государственной услуги сообщается с использованием средств телефонной связи, а также размещается на Интернет-сайте Министерства образования Республики Башкортостан.
2.8. При приеме в детский дом получатели государственной услуги должны быть ознакомлены с уставом учреждения, правилами внутреннего распорядка.
2.9. Детскому дому необходимо иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему контроля за деятельностью подразделений и сотрудников в целях определения их соответствия настоящему стандарту, другим нормативным документам в области образования, здравоохранения и социальной защиты воспитанников.
Система контроля должна охватывать этапы планирования, реализации образовательного процесса, оформления результатов контроля, выработки мер по устранению выявленных недостатков.
Текущий контроль за качеством предоставления государственной услуги осуществляется руководителем детского дома.
Внешний контроль за качеством предоставления государственных услуг, а также рассмотрение жалоб их получателей осуществляют уполномоченные государственные органы путем проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок учреждений.
2.10. Руководитель детского дома несет ответственность за соблюдение настоящего стандарта, определяет полномочия, ответственность и взаимодействие всех работников учреждения, осуществляет контроль за качеством предоставления государственной услуги.
Персональная ответственность педагогов, медицинских и других работников детского дома закрепляется в их должностных инструкциях.
2.11. Обжалование действий (бездействия) и решений, принятых в процессе предоставления государственной услуги, осуществляется в соответствии с законодательством.
Обращения и претензии в адрес детского дома, Министерства образования Республики Башкортостан могут поступать по информационным системам общего пользования (факсу, электронной почте, Интернету), а также в виде устных и письменных обращений. Поступившие претензии и обращения рассматриваются при наличии указанного в них обратного адреса в течение 30 календарных дней, ответ заявителю направляется с указанием принятых мер.
При устном обращении заявителя ответ на него с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по поставленным в обращении вопросам.
Изложение решения по обращению должно быть мотивированным, со ссылкой на законодательство, а также содержать информацию о указанного в них обратного адреса в течение 30 календарных дней, ответ заявителю направляется с указанием принятых мер.
При устном обращении заявителя ответ на него с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по поставленным в обращении вопросам.
Изложение решения по обращению должно быть мотивированным, со ссылкой на законодательство, а также содержать информацию о мерах по восстановлению нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц прав и законных интересов получателей государственных услуг.
Обращения в органы государственной власти подаются в соответствии с законодательством об обращениях граждан.
2.12. Учет мнения получателей государственной услуги относительно исполнения требований к качеству обслуживания и (или) по результатам оказания государственной услуги осуществляется посредством мониторинга отзывов и предложений воспитанников (бывших воспитанников) детских домов, а также обращений в исполнительный орган государственной власти, ответственный за организацию оказания государственной услуги.
Качество предоставления государственной услуги характеризуется:
полнотой ее предоставления в соответствии с установленными требованиями;
результативностью, оцениваемой различными методами, в том числе путем изучения обращений и проведения опроса получателей;
созданием условий для социальной поддержки получателей в соответствии с их потребностями и интересами.
Качественное предоставление государственной услуги определяют:
ее доступность и эффективность;
информированность воспитанников о предоставляемой государственной услуге;
степень удовлетворенности получателей государственной услуги.
2.13. При оценке качества предоставления государственной услуги учитываются следующие индикаторы (характеристики):
N п/п |
Индикаторы качества государственной услуги |
Нормативное значение индикатора |
1 |
2 |
3 |
1 |
Процент штатных педагогических работников с высшим образованием, % |
не менее 50 |
2 |
Наличие личных дел воспитанников (с информацией о развитии ребенка; обеспечение доступа воспитанника к своему личному делу; наличие регламентированного порядка хранения и передачи личного дела в другую инстанцию; обеспечение возможности предоставления воспитаннику выписки из личного дела), % |
100 |
3 |
Выполнение индивидуального плана работы с воспитанниками согласно решению Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, % |
100 |
4 |
Обеспечение полного государственного обеспечения воспитанников при их содержании и обучении в детском доме, % |
100 |
2.14. В целях получения данных о степени удовлетворенности получателей полнотой и качеством государственной услуги ежегодно проводится их опрос по указанной в приложении к настоящему стандарту форме.
Результаты опроса используются для разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества предоставления государственной услуги.
Приложение
к стандарту качества предоставления
в Республике Башкортостан
государственной услуги по
содержанию и обучению детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей
Опросный лист
мониторинга качества предоставления государственной услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Уважаемый выпускник! Вы закончили пребывание в государственном бюджетном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом. Просим Вас высказать свое мнение о содержании и эффективности предоставленного Вам образования и воспитания.
По каждому из предложенных вопросов выберите, пожалуйста, ответы, наиболее близкие Вашей точке зрения, и обведите их порядковые номера.
Ваши оценки и предложения будут учтены при совершенствовании учебно-воспитательного процесса.
Благодарим за сотрудничество!
Анкета анонимная, фамилии указывать не нужно.
1. Удовлетворены ли Вы обучением и воспитательными мероприятиями в детском доме?
1.1. Удовлетворен.
1.2. Не удовлетворен.
1.3. Затрудняюсь ответить.
2. Как Вы оцените работу педагогического и обслуживающего персонала в детском доме?
2.1. Отлично.
2.2. Хорошо.
2.3. Удовлетворительно.
2.4. Неудовлетворительно.
2.5. Затрудняюсь ответить.
3. Как вы оцените лечебно-оздоровительную работу в детском доме?
3.1. Отлично.
3.2. Хорошо.
3.3. Удовлетворительно.
3.4. Неудовлетворительно.
3.5. Затрудняюсь ответить.
4. Занятия каких воспитателей, психологов и других специалистов были, по-Вашему, наиболее содержательными, полезными?
Ф.И.О. воспитателей, специалистов: ____________________________
5. Выразите свое мнение по вопросам проживания в детском доме:
5.1. Дисциплина: ___________________________________________
5.2. Жилищно-бытовые условия: _______________________________
6. Пожалуйста, укажите, что Вы изменили или улучшили, если бы были директором детского дома:
____________________________________________________________
7. Предложения детскому дому: _______________________________
8. Предложения Министерству образования Республики Башкортостан:
____________________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 августа 2011 г. N 276 "Об утверждении стандарта качества предоставления в Республике Башкортостан государственной услуги по содержанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 19 (361) от 3 октября 2011 г., ст. 1469
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 февраля 2018 г. N 84 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2014 г. N 441
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 мая 2014 г. N 216
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2013 г. N 14
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 октября 2012 г. N 376