Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Я.С. Калиша вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Я.С. Калиш оспаривает конституционность подпункта 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 года "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", согласно которому дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Как следует из представленных материалов, постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1987 года N 194 "О присуждении единовременных премий Совета Министров РСФСР за создание и освоение в производстве высокоэффективной техники, прогрессивной технологии и новых материалов 1986 года" Я.С. Калишу присуждена единовременная премия за разработку конструктивно-монтажной системы отделки интерьеров зданий в городе Ленинграде на основе индустриальных высокопроизводительных методов с вручением соответствующего диплома. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Василеостровскому району Санкт-Петербурга со ссылкой на подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" Я.С. Калишу отказано в установлении дополнительного ежемесячного материального обеспечения. Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2004 года, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, ему отказано в признании права на указанный вид дополнительного социального обеспечения.
По мнению заявителя, ошибочное толкование подпункта 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", а именно как исключающее установление дополнительного материального обеспечения лицам, которым присуждались единовременные премии Совета Министров РСФСР, неправомерно воспрепятствовало реализации его конституционного права на социальное обеспечение.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Я.С. Калишем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан. Проверка же правомерности применения и истолкования в судебной и иной правоприменительной практике данной нормы, в том числе с учетом ее взаимосвязи с другими нормативными предписаниями, возложена на суды общей юрисдикции, в деятельность которых Конституционный Суд Российской Федерации не вправе вмешиваться.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калиша Якова Самуйловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Судья-секретарь |
Ю.М. Данилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Калиша Якова Самуйловича на нарушение его конституционных прав подпунктом 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2007 г., N 30