Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2007 г. N ГКПИ07-527
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании пунктов 12 и 13 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, установил:
пунктами 12 и 13 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 (далее - Правила) предусмотрено, что прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Государственная инспекция) на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания.
Прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений гражданам Российской Федерации, не зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания, осуществляется Государственной инспекцией по месту их фактического проживания.
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими вышеприведенных предписаний Правил в части, препятствующей ему в свободном выборе места приема квалификационных экзаменов, выдачи, замены водительского удостоверения.
В заявлении указано, что в связи с истечением срока действия водительского удостоверения право Б. на управление транспортными средствами будет прекращено и он не сможет по назначению пользоваться принадлежащим ему транспортным средством до замены водительского удостоверения по месту постоянной регистрации в г. Пятигорске, так как по месту пребывания в г. Москве он не зарегистрирован. Оспариваемыми нормами Правил реализация права собственности гражданина на транспортное средство необоснованно ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него регистрации по месту жительства и по месту пребывания, а получение права на управление транспортными средствами при наличии такой регистрации ограничивается местом регистрации. Ограничение в получении права на управление транспортными средствами местом регистрации при ее наличии вынуждает гражданина для приобретения данного права передвигаться к месту регистрации, чем нарушается его право свободно передвигаться по своему усмотрению.
По мнению Б., Правила в оспариваемой части не соответствуют Федеральному закону "О безопасности дорожного движения", Гражданскому кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", поскольку не предусматривают порядка свободного выбора гражданином места приема квалификационных экзаменов, выдачи, замены водительского удостоверения.
В судебном заседании заявитель поддержал свое требование и просил о его удовлетворении в полном объеме.
Представители Правительства Российской Федерации Ш., М. и П. заявление Б. не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что пункты 12 и 13 Правил соответствуют действующему законодательству и прав заявителя не нарушают. Пояснили также, что оспариваемые нормы в полной мере обеспечивают реализацию прав граждан на допуск к квалификационным экзаменам и получение водительских удостоверений как по месту жительства или пребывания, подтвержденному регистрацией, так и по месту фактического проживания при отсутствии регистрации. Действующий порядок выдачи и замены водительских удостоверений позволяет осуществлять их систематизированный учет, проверять их подлинность, а также дает возможность сократить сроки выдачи удостоверений в интересах граждан. Кроме того, выдача и замена водительских удостоверений по зарегистрированному месту жительства или пребывания граждан позволяет пресечь случаи получения более одного водительского удостоверения в различных субъектах Российской Федерации, а также способствует своевременному обнаружению лиц, находящихся в розыске.
Заслушав объяснения заявителя и представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Б. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон) закреплено, что его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу пункта 1 статьи 25 Закона граждане Российской Федерации, достигшие установленного возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "В" и категории "С" могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 27 Закона право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 данного Закона.
Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из преамбулы постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396, которым утверждены Правила, видно, что оно принято на основании статьи 27 Закона.
Таким образом, утверждая оспариваемый нормативный правовой акт, Правительство Российской Федерации действовало в пределах предоставленных ему Законом полномочий.
Перечислив в Законе условия получения гражданами Российской Федерации права на управление транспортными средствами и делегировав Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, федеральный законодатель не предусмотрел нормы, предоставляющей гражданам право сдавать квалификационные экзамены и получать водительское удостоверение в любом (по их выбору) подразделении Государственной инспекции.
Следовательно, выполняя поручение законодателя, Правительство Российской Федерации вправе было закрепить в пункте 12 Правил норму о том, что прием экзаменов у граждан, выдача и замена им водительских удостоверений осуществляется Государственной инспекцией на территории того субъекта Российской Федерации, где гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания.
Поскольку данный порядок не может быть реализован в отношении граждан, не зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, в пункте 13 Правил определено, что прием экзаменов, выдача и замена водительских удостоверений осуществляются по месту фактического проживания этих граждан.
Тем самым обеспечивается равное право на допуск к квалификационным экзаменам, выдачу и замену водительских удостоверений всех граждан, как зарегистрированных, так и не зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания.
В связи с изложенным довод заявителя о том, что оспариваемыми нормами реализация права собственности гражданина на транспортное средство необоснованно ставится в зависимость от наличия или отсутствия у него регистрации по месту пребывания и по месту жительства, не может быть признан состоятельным.
Содержание Правил в оспариваемой части согласуется и с положениями Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Согласно статье 3 названного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Обязанность по регистрации, в том числе по месту пребывания, в полной мере лежит и на заявителе. Неисполнение гражданином такой обязанности не может свидетельствовать о незаконности оспариваемых норм Правил.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
Б. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2007 г. N ГКПИ07-527
Текст решения официально опубликован не был