Решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N ГКПИ07-184
(извлечение)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N КАС07-288 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд РФ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В. о признании недействующим п. 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307, установил:
согласно п. 94 Правил в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
Гражданин В. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 94 Правил.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Жилищного кодекса РФ, Закона РФ "О защите прав потребителей", Гражданского кодекса РФ и нарушают его права потребителя коммунальных услуг.
Заявитель В. поддержал в судебном заседании заявленные требования и пояснил, что действующее законодательство предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, которые определяются по показаниям приборов учета. Никаких поправочных коэффициентов Жилищный кодекс РФ не предусматривает.
Правительство РФ поручило представлять свои интересы в Верховном Суде РФ Минрегиону России.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права граждан.
Выслушав объяснения заявителя В., представителей заинтересованного лица Правительства РФ, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд РФ не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307.
Настоящий нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N 115, 01.06.06; "Собрании законодательства Российской Федерации" N 23, 05.06.06.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Потребитель обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового оборудования.
Пункт 94 Правил устанавливает порядок расчетов за газ в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации. В соответствии с этим порядком при использовании потребителем приборов учета газа без температурной компенсации показания этих приборов учета используются в расчетах за газ с использованием температурных коэффициентов, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере технического регулирования и метрологии.
В соответствии с общим порядком расчет платы за газоснабжение определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета, а в п. 94 Правил названы особенности расчета в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации.
По объяснениям представителя Правительства РФ в связи с физическими свойствами газа предусмотрено измерение учета количества газа как приборами с автоматической коррекцией, так и по определенной методике при отсутствии на приборах автоматической коррекции.
ГОСТ 2939-63 "Газы. Условия для определения объема" утвержден Госстандартом СССР 16 апреля 1963 г. и ставит условия для определения объема газов. Нормальные (стандартные) условия: по температуре 20°С, давлению 760 мм рт. ст., влажности 0%.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные стандарты являются нормативными документами по обеспечению единства измерений.
Измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками (ст. 9 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений").
Федеральным унитарным предприятием "Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологической службы" Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии разработана и утверждена методика МИ 2721-2005 "Количество (объем) газа. Типовая методика выполнения измерений мембранными счетчиками газа без температурной компенсации".
Методика распространяется на количество (объем) газа при его измерениях при помощи мембранных (диафрагменных) счетчиков газа, не имеющих в своей конструкции корректоров по температуре и давлению.
Если потребителем используются приборы учета газа без температурной компенсации, то показания этих приборов используются в расчетах с использованием температурных коэффициентов.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 8 ноября 2006 г. утвердило Инструкцию по разработке и утверждению температурных коэффициентов для счетчиков газа без корректоров.
Температурные коэффициенты применяют для приведения измеренного объема, проходящего через счетчики газа, не имеющие в своей конструкции корректоров по температуре и давлению газа, к стандартным условиям объема газа по температуре и давлению.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Жилищный кодекс РФ установил, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 ст. 157).
Компетенция Правительства РФ по изданию правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), установлена также ст. 426 ГК РФ.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Пункт 94 Правил устанавливает порядок расчетов за подачу газа в случае использования потребителем приборов учета газа без температурной компенсации. Оплата за принятое абонентом количество газа является одной из основных обязанностей абонента.
Установленное п. 94 Правил требование адресовано к неопределенному кругу потребителей, использующих приборы учета газа без температурной компенсации, что не лишает их права выбора по использованию прибора учета газа.
С учетом этого являются несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемая норма Правил противоречит Закону РФ "О защите прав потребителей".
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан как потребителей, заявление В. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного Верховный Суд РФ решил:
заявление В. о признании недействующим п. 94 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307, оставить без удовлетворения.
Судья Верховного Суда РФ |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N ГКПИ07-184 (извлечение)
Текст Решения опубликован в журнале "ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера", ноябрь 2007 г., N 11 (часть II), в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, март 2008 г., N 3 (в извлечении)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N КАС07-288 настоящее решение оставлено без изменения