Решение Верховного Суда РФ от 4 июля 2007 г. N ВКПИ07-74
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. - представителя заявителя П. о признании пункта 68 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", противоречащим статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и недействующим с момента издания данного приказа, установил:
Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлениям# от имени представляемого П., в котором в обоснование своих требований приводит следующие доводы.
П. обжаловал в гарнизонный военный суд действия соответствующего воинского должностного лица, по приказу которого ему, как самовольно убывшему со службы, прекращена выплата денежного довольствия до прибытия на службу и выяснения причин отсутствия на службе.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, требования П. оставлены без удовлетворения. При этом гарнизонный военный суд и окружной военный суд в своем решении и определении сослались на пункт 68 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 (далее - Порядок).
Р. утверждает, что данный пункт, в соответствии с которым в случаях самовольного оставления военнослужащим воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления выплата денежного довольствия им приостанавливается со дня самовольного оставления воинской части или места военной службы, указанного в приказе командира воинской части, противоречит статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
При этом, ссылаясь на пункт 5 статьи 3, пункт 2 статьи 4, статью 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", он указывает, что никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах, гарантированных действующим законодательством; правовые и социальные гарантии военнослужащих, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный закон; военнослужащий обеспечивается денежным довольствием в ходе всего периода обладания статусом военнослужащего.
В заявлении также отмечается, что пункт 68 Порядка лишает военнослужащего презумпции невиновности и позволяет командирам устанавливать виновность военнослужащего, совершившего самовольное оставление воинской части, когда таким правом обладает лишь суд.
Заявитель П., а также его представитель Р., своевременно извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли и просили рассмотреть дело без их участия.
Представители заинтересованных лиц - Министра обороны Российской Федерации и Министра юстиции Российской Федерации полковник Г. и К. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении. При этом они привели доводы, изложенные в возражениях на заявление Р.
Выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации и Министра юстиции Российской Федерации полковника Г. и К., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Р. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.
Пунктами 1 и 3 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и по воинскому званию, месячных и иных дополнительных выплат. Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издает нормативные правовые акты.
На основании и во исполнение вышеуказанного положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этим законом полномочий издан приказ от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 года за N 8304 и официально опубликован 27 сентября 2006 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 215.
Таким образом, вышеупомянутый приказ издан должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
Вопреки доводам Р., оснований утверждать, что оспариваемый им пункт 68 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, противоречит статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и нарушает какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителя, не имеется.
Пунктом 68 Порядка установлено, что в случаях самовольного оставления военнослужащими воинской части или места военной службы продолжительностью свыше 10 суток независимо от причин оставления выплата денежного довольствия им приостанавливается со дня самовольного оставления воинской части или места военной службы, указанного в приказе командира воинской части. Выплата денежного довольствия указанным военнослужащим возобновляется со дня, указанного в приказе командира воинской части, определенного на основании разбирательства, проведенного по факту самовольного оставления воинской части или места военной службы.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации исполняет воинскую обязанность по защите Отечества, несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Из содержания данной статьи во взаимосвязи со статьей 37 Конституции Российской Федерации вытекает, что право на труд реализуется военнослужащими путем добровольного поступления на военную службу по контракту. Это конституционное положение нашло свое непосредственное закрепление в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в котором указано, что право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.
В пункте 2 статьи 32 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", регулирующей вопросы заключения контракта о прохождении военной службы, указано, что в контракте закрепляется добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
К таким условиям согласно пункту 3 этой же статьи относится обязанность проходящего военную службу гражданина в течение определенного срока добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливается в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.
Абзац 3 пункта 12 этой же статьи устанавливает, что в срок военной службы не засчитывается время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237.
Из содержания статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" следует, что время самовольного оставления военнослужащим воинской части не отнесено к числу случаев, когда военнослужащие считаются исполняющими обязанности военной службы.
Статьей 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140, определено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание и объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих зависят от того, находятся ли они при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или нет, и установлено, что не признаются исполняющими обязанности военной службы военнослужащие, при самовольном нахождении вне расположения воинской части, за исключением определенных случаев.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Анализ данной нормы показывает, что она связывает право военнослужащего на материальное обеспечение, включающее в себя право на обеспечение денежным довольствием, с порядком прохождения военнослужащим военной службы, под которым имеется ввиду, в том числе, и определение течения срока военной службы.
В связи с изложенным, поскольку время самовольного оставления воинской части продолжительностью свыше 10 суток не засчитывается военнослужащим в срок их военной службы, и такие военнослужащие в течение этого времени не признаются исполняющими обязанности военной службы, Министр обороны Российской Федерации в пределах своих полномочий в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым на него возложена обязанность определения порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием, правомерно и обоснованно определил в пункте 68 Порядка о приостановлении выплаты денежного довольствия названным военнослужащим.
Данное положение Порядка не входит в противоречие со статьей 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в которой, вопреки утверждению представителя Р., отсутствует указание о том, что военнослужащий обеспечивается денежным довольствием в ходе всего периода обладания статусом военнослужащего.
Что касается утверждения представителя Р. о том, что пункт 68 Порядка позволяет командирам давать правовую оценку действиям военнослужащего и устанавливать его виновность в совершении противоправных действий, связанных с самовольным оставлением части, то оно является несостоятельным, так как на основании данного пункта командиру предоставлено лишь право приостанавливать выплату денежного довольствия по факту самовольного оставления военнослужащим воинской части или места военной службы, а также возобновлять его выплату со дня, указанного в приказе командира воинской части, определенного по результатам разбирательства, проведенного по такому факту.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый Р. пункт 68 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, соответствует нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а названный Приказ, утвердивший Порядок, издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление Р. в части названных требований не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
отказать представителю Р. в удовлетворении его заявления от имени представляемого П. о признании пункта 68 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", противоречащим статье 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и недействующим с момента издания данного приказа.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 4 июля 2007 г. N ВКПИ07-74
Текст решения официально опубликован не был