Решение Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N ВКПИ07-96
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.С.А. о признании противоречащим закону и недействующим абзаца 4 п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "за два месяца до ввода в эксплуатацию указанных жилых домов", установила:
С.С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону и недействующим абзаца 4 п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее "Инструкция"), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части, которой установлено представление списков распределения жилых помещений во вновь построенных жилых домах на утверждение соответствующим должностным лицам за два месяца до ввода указанных домов в эксплуатацию.
По мнению заявителя, оспариваемое положение Инструкции противоречит ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ и нарушает его право на получение служебного жилого помещения, поскольку на момент утверждения упомянутых списков квартиры, подлежащие предоставлению военнослужащим как служебные, еще не отнесены к специализированному жилому фонду.
В подтверждение этого С.С.А. ссылается на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 23 мая 2007 года, оставленное без изменения Уральским окружным военным судом 28 июня 2007 года, которым признано незаконным решение жилищной комиссии в/ч 10331 от 13 марта 2007 года (протокол N 11), распределившей ему служебную квартиру в г. Екатеринбурге. Одним из оснований для принятого решения стало то обстоятельство, что на день заседания жилищной комиссии данная квартира не была отнесена к специализированному жилому фонду в порядке, установленном Правительством РФ.
В судебном заседании Представитель Министерства обороны Российской Федерации подполковник юстиции С.А.А. требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав на то, что оспариваемый абзац п. 37 Инструкции не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и заслушав заключения старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б. и Министерства юстиции РФ А., полагавших необходимым заявление оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление С.С.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Глава 9 ЖК РФ определяет виды жилых помещений специализированного жилого фонда, их назначение и порядок использования.
При этом, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ определяет, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Такое использование допускается только после отнесения помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в указанный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из этого фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Оспариваемыми положениями абзаца 4 п. 37 Инструкции не определяется порядок отнесения жилых помещений к категории служебных, а также использования помещений специализированного жилого фонда. Указанный пункт направлен на организацию деятельности жилищных комиссий, должностных лиц воинских частей, гарнизонов, округов (флотов) по распределению жилья среди военнослужащих, в связи с чем содержащиеся в нем положения не могут быть признаны противоречащими ч. 2 ст. 92 ЖК РФ и нарушающими право С.С.А. на жилище, предусмотренное ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Вопреки доводам заявителя, распределение жилых помещений, подлежащих в дальнейшем отнесению к специализированному жилому фонду, в фактически построенных, но не сданных в эксплуатацию домах в порядке, установленном указанным абзацем Инструкции, не является их использованием, запрет на которое содержится в упомянутой норме ЖК РФ. Представление списка распределения на утверждение уполномоченному должностному лицу за два месяца до сдачи дома в эксплуатацию представляет собой предварительную процедуру, предшествующую отнесению распределенных квартир к категории служебных и фактической их передаче военнослужащим, имеющим право на обеспечение служебным жильем.
Указанный порядок распространяется только на жилые помещения, построенные или приобретенные Министерством обороны РФ и подлежащие в дальнейшем закреплению за ним, в связи с чем Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого в соответствии с п.п. 68 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, и ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, относится принятие решения о включении этих помещений в специализированный жилой фонд в порядке, установленном Правительством РФ.
Такой порядок распределения обусловлен необходимостью выполнения требований п. 38 Инструкции, согласно которому жилые помещения в домах, построенных или приобретенных Министерством обороны, заселяются военнослужащими воинских частей тех видов и родов войск Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Министерства обороны, для которых осуществлялось жилищное строительство (приобретение). Он не носит дискриминирующего характера для военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жильем, и направлен на сокращение сроков его предоставления.
Таким образом, оспариваемый абзац 4 п. 37 Инструкции, в части слов "за два месяца до ввода в эксплуатацию указанных жилых домов" не противоречит Жилищному кодексу РФ и не нарушает права и законные интересы военнослужащих.
Что касается ссылки С.С.А. на решение Екатеринбургского гарнизонного военного суда от 23 мая 2007 года, то она не влияет на законность оспариваемого нормативного правового акта, а отказ в удовлетворении требований о признании его недействующим не ограничивает права заявителя на обжалование указанного судебного решения.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, решила:
С.С.А. в удовлетворении его заявления о признании противоречащим закону и недействующим абзаца 4 п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, в части слов "за два месяца до ввода в эксплуатацию указанных жилых домов" отказать.
Данное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию Верховного суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Военная коллегия Верховного Суда РФ отказала в признании противоречащим закону и недействующим отдельного положения Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ.
Оспариваемая норма предусматривает, что представление списков распределения жилых помещений между военнослужащими во вновь построенных жилых домах представляется на утверждение соответствующим должностным лицам за два месяца до ввода указанных домов в эксплуатацию.
По мнению заявителя, данное положение противоречит требованию ст. 92 ЖК РФ, согласно которому использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду.
Как указала Коллегия, вопреки доводам заявителя, распределение жилых помещений, подлежащих в дальнейшем отнесению к специализированному жилому фонду, в фактически построенных, но не сданных в эксплуатацию домах, не является их использованием, запрет на которое содержится в упомянутой норме ЖК РФ. Представление списка распределения на утверждение уполномоченному должностному лицу за два месяца до сдачи дома в эксплуатацию представляет собой предварительную процедуру, предшествующую отнесению распределенных квартир к категории служебных и фактической их передаче военнослужащим.
Указанный порядок распространяется только на жилые помещения, построенные или приобретенные Министерством обороны РФ и подлежащие в дальнейшем закреплению за ним. Такой порядок распределения не носит дискриминирующего характера для военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жильем, и направлен на сокращение сроков его предоставления.
Таким образом, оспариваемое положение Инструкции не противоречит ЖК РФ и не нарушает права и законные интересы военнослужащих.
Решение Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N ВКПИ07-96
Текст решения официально опубликован не был