Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 мая 2007 г. N КАС07-170
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 17 мая 2007 года гражданское дело по заявлению В. о признании абзаца 1 пункта 7 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", противоречащим ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, поскольку он ограничивает право зачета в выслугу лет на пенсию льготных условий службы в другом государстве-участнике Соглашения, по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Б.Ю.П., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Б.В.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с приведенным выше заявлением, считая, что военнослужащие, проходившие службу в Вооруженных Силах СССР (Российской Федерации) за пределами России в бывших республиках Союза ССР, где устанавливалось льготное исчисление выслуги лет, из-за указанной правовой нормы лишились права на эту льготу.
Согласно ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года выслуга лет для назначения пенсии военнослужащим, по его мнению, должна исчисляться (в том числе и на льготных условиях) в порядке, установленном законодательством государств-участников Содружества Независимых Государств.
В подтверждение противоречия между абзацем 1 пункта 7 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 и статьями 1, 2 Соглашения от 15 мая 1992 года заявитель ссылается на факт подсчета ему, проходившему военную службу с 1971 по 1994 годы на Семипалатинском полигоне, выслуги лет при назначении пенсии без учета льготных условий, установленных законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне".
Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2007 года в удовлетворении указанных требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе В., не соглашаясь с этим решением, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Государства-участники Содружества Независимых Государств, основываясь на ранее имевших место договоренностях о социальных, правовых гарантиях военнослужащих, в целях дальнейшего сотрудничества в области социального обеспечения этих лиц и их семей, 15 мая 1992 года подписали Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств.
Часть первая статьи второй этого Соглашения предусматривает, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях бывшего Союза ССР в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
В связи с принятием в Российской Федерации ряда законодательных актов, регулирующих вопросы прохождения военной службы в том числе и лицами, ранее проходившими службу на территории бывших республик СССР, Правительством Российской Федерации было принято специальное постановление по вопросу порядка исчисления выслуги лет для различных категорий военнослужащих.
Совет Министров - Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 года приняло постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", которое введено в действие с 1 февраля 1993 года.
Из абзаца 1 пункта 7 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 следует, что служба военнослужащих в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами Российской Федерации на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР.
В абзаце втором пункта 7 указанного Постановления установлено, что с введением в действие названного постановления N 941, то есть с 1 февраля 1993 года, служба военнослужащих за пределами России на территории других государств-участников Содружества Независимых Государств в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством государств, на территории которых они проходили службу, а до принятия этими государствами законодательных актов по этому вопросу - в соответствии с законодательством бывшего Союза ССР.
Анализ приведенного выше порядка исчисления выслуги лет военнослужащим, установленного Соглашением от 15 мая 1992 года и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что внутригосударственное регулирование этого вопроса в Российской Федерации полностью соответствует указанному международному договору.
Что же касается решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20 января 2000 года N 01-1/5-99, то в нем дается толкование части первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года. Однако в этом решении не содержится вывода о подтверждении обязательного исчисления всем военнослужащим выслуги лет на льготных условиях, установленных законодательством Республики Казахстан для лиц, проходивших службу на Семипалатинском ядерном полигоне.
Из определения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2001 года N 01-1/5-99, разъяснившего по запросу Исполнительного комитета СНГ применение решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20 января 2000 года N 01-1/5-99, видно, что в соответствии с частью 1 пункта 2 Соглашения право на льготное исчисление выслуги лет за период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года на территории Республики Казахстан в период ее вхождения в СССР на основании Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 года имеют:
а) военнослужащие, продолжавшие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и уволившиеся из них в связи с переездом в другое государство после вступления в законную силу Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года;
б) военнослужащие, продолжившие службу в Вооруженных Сила Республики Казахстан и переведенные в вооруженные силы других государств-участников Соглашения после вступления в силу названного Закона Республики Казахстан.
Как видно из материалов дела, В. с 1971 по 1994 год проходил военную службу сначала в Вооруженных Силах Союза ССР, а затем - Российской Федерации на Семипалатинском полигоне. На момент вступления в силу с 1 января 1993 года Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года он не являлся военнослужащим Вооруженных Сил этого государства, а поэтому не приобрел указанного права на льготное исчисление выслуги лет.
При таких обстоятельствах отсутствуют какие-либо основания утверждать, что оспариваемые положения постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1993 года N 941 противоречат статье 1 и части 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых государств от 15 мая 1992 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17 мая 2007 г. N КАС07-170
Текст определения официально опубликован не был