19 июля 2013 г.
В целях совершенствования работы по охране труда, повышения уровня и качества жизни населения Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
3. Государственному заказчику Программы ежегодно:
при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период в установленном порядке подавать заявки в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан на финансирование Программы;
информировать Правительство Республики Башкортостан о ходе реализации Программы.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять аналогичные программы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Премьер-министр Правительства |
А.Ф. Илимбетов |
Республиканская целевая программа
улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 23 сентября 2011 г. N 340)
19 июля 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2013 г. N 322 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы |
|
Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы |
Основание для разработки Программы |
|
Трудовой кодекс Российской Федерации; Закон Республики Башкортостан "О республиканских целевых программах" |
Государственный заказчик Программы |
|
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
Разработчики Программы |
|
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Федерация профсоюзов Республики Башкортостан (по согласованию) |
Цель и задачи Программы |
|
Цель: сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности |
|
Задачи: обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; повышение качества рабочих мест и условий труда |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы |
|
Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда |
Срок реализации Программы |
|
2012-2016 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
|
Прогнозируемый объем финансирования Программы составляет 4,728 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Башкортостан - 4,728 млн. рублей, из них по годам: 2012 год - 0,84 млн. рублей; 2013 год - 0,84 млн. рублей; 2014 год - 0,84 млн. рублей; 2015 год - 1,072 млн. рублей; 2016 год - 1,136 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффективности |
|
Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом до 1,17 человека на 1000 работающих; уменьшение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, до 27,5%; создание условий для снижения материальных последствий производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости и для повышения производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени; снижение влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, повышение социальной защищенности населения и его удовлетворенности условиями труда |
Система контроля за реализацией Программы |
|
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2013 г. N 322 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Развитие демографических процессов, изменение ситуации на рынке труда усиливают актуальность сохранения трудового потенциала. Это нашло отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Совместная профилактическая работа в области охраны труда органов исполнительной власти, органов государственного надзора, профессиональных союзов и работодателей осуществляется в рамках Положения о системе управления охраной труда в Республике Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 июля 2006 года N 189 (с последующими изменениями). Актуальные вопросы обеспечения безопасного труда, сохранения здоровья работающих рассматриваются на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан и Совета инспекций при Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан. В муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан действуют координационные советы и комиссии по охране труда, реализуются территориальные программы (планы мероприятий) улучшения условий и охраны труда. Проводимая в этом направлении работа позволила сократить уровень производственного травматизма за последние 10 лет в 2,5 раза.
Несмотря на снижение количества несчастных случаев на производстве, в Республике Башкортостан остается достаточно высоким уровень травматизма со смертельным исходом - в 2-2,5 раза выше данного показателя в экономически развитых странах. Ежегодно в республике на производстве гибнут более ста человек. Так, в 2010 году на производстве погибли 79 человек и были тяжело травмированы 192 работника.
За последние годы удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, имел тенденцию роста: по Республике Башкортостан в 2010 году он составил 26,5% от общей численности занятых в организациях всех видов экономической деятельности, охваченных статистическим наблюдением, в 2011 году - 27,7% и в 2012 году - 28,5%. В масштабах Российской Федерации также отмечается ежегодное начиная с 2010 года увеличение доли работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (29%, 30,5% и 31,8% соответственно). Среднегодовое увеличение указанного показателя составляет 1,4% по России и 1% по Башкортостану.
Вместе с тем вступившие в силу с 26 февраля 2013 года изменения, внесенные в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н, а также подготовленный проект федерального закона "О специальной оценке условий труда", призванный коренным образом усилить экономическую заинтересованность работодателей в улучшении условий труда, могут содействовать стабилизации данного показателя и последующему его снижению.
Проверки предприятий, проводимые органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, показывают, что многие нарушения в области охраны труда и обеспечения его безопасных условий связаны с отсутствием специалистов (служб) охраны труда в организациях или их неукомплектованностью такими специалистами. Причинами производственного травматизма также являются недостатки в обучении работников требованиям охраны труда, обеспечении их средствами индивидуальной защиты.
Предотвращение травматизма во многом зависит от сознательного отношения к вопросу безопасности труда работников, повышения ими уровня знаний в этой области. В этой связи необходимо активизировать пропаганду в средствах массовой информации культуры труда, улучшить информирование работающих о предусмотренных законодательством правах и гарантиях в сфере охраны труда.
Принятые в последнее время изменения в трудовом законодательстве Российской Федерации, предпринимаемые меры по сближению российского законодательства об охране труда с законодательством Европейского Союза, разрабатываемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормативные правовые акты, включая концепцию Программы действий по улучшению условий и охраны труда, свидетельствуют о значительном усилении внимания государства к вопросам обеспечения достойных условий и охраны труда, сохранения здоровья работающих.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда являются одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
В рамках исполнения генеральных соглашений между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с 1995 года реализованы три краткосрочные республиканские программы улучшения условий и охраны труда.
Анализ работы в этой области показал, что программный подход в данном случае себя оправдывает.
Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы (далее - Программа) направлена на активизацию работы по улучшению условий и охраны труда.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2013 г. N 322 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Цель и задачи, срок реализации Программы, важнейшие целевые индикаторы и показатели ее реализации
Целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач:
обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;
повышение качества рабочих мест и условий труда.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности реализации программных мероприятий
Срок реализации Программы - 2012-2016 годы без деления на этапы.
Таблица 2
3. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения, годы |
Источник финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования, млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. Нормативное, правовое и техническое обеспечение служб охраны труда. Информационное обеспечение охраны труда | |||||||||||
1.1 |
Сопровождение и совершенствование республиканской автоматизированной информационно-аналитической системы учета и анализа производственного травматизма |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ |
0,35 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
повышение информированности работников и работодателей по вопросам трудового законодательства, основных направлений государственной политики в области охраны труда |
1.2 |
Разработка и издание методических рекомендаций по вопросам охраны труда |
Минтруд РБ |
2013-2016 |
бюджет РБ |
0,40 |
|
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
-"- |
1.3 |
Приобретение программных и аппаратно-программных продуктов по вопросам охраны труда, экспертизы и гигиенической оценки условий труда |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ |
0,65 |
0,43 |
0,03 |
0,03 |
0,13 |
0,03 |
повышение информированности работников и работодателей по вопросам трудового законодательства, основных направлений государственной политики в области охраны труда |
1.4 |
Подготовка и выпуск сборника официальных материалов по охране труда |
Минтруд РБ |
2014-2016 |
бюджет РБ |
0,40 |
|
|
0,10 |
0,10 |
0,20 |
-"- |
1.5 |
Издание сборника типовых инструкций по охране труда для работников бюджетных организаций |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ |
0,40 |
0,10 |
0,10 |
|
0,10 |
0,10 |
-"- |
1.6 |
Проведение среди организаций республики конкурса на звание "Лучшая организация условий и охраны труда" |
Минтруд РБ; ФП РБ (по согласованию) |
2012-2016 |
бюджет РБ; внебюджетные источники |
0,20 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
-"- |
1.7 |
Повышение квалификации специалистов по охране труда республиканских органов исполнительной власти и бюджетных организаций |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ |
0,50 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
повышение информированности работников и работодателей по вопросам трудового законодательства |
1.8 |
Разработка и размещение социальной рекламы по вопросам охраны труда |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ |
1,828 |
0,10 |
0,40 |
0,40 |
0,432 |
0,496 |
-"- |
1.9 |
Тиражирование ежегодных докладов о реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Республике Башкортостан |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ (текущее финансирование) |
|
|
|
|
|
|
-"- |
1.10 |
Проведение республиканских семинаров-совещаний по вопросам охраны труда с уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных организаций или трудовых коллективов, председателями комитетов (комиссий) по охране труда организаций |
ФП РБ (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
повышение заинтересованности работодателей в создании благоприятных условий труда |
1.11 |
Проведение выставок специализированных одежды и обуви, других средств индивидуальной защиты работающих, передовых разработок в области охраны труда |
ФП РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); БРЦОТ (по согласованию); Минтруд РБ |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
повышение заинтересованности работодателей в создании благоприятных условий труда |
1.12 |
Развитие и сопровождение раздела "Условия и охрана труда" официального сайта Минтруда РБ в сети Интернет |
Минтруд РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ (текущее финансирование) |
|
|
|
|
|
|
-"- |
1.13 |
Выпуск республиканской специализированной газеты "Охрана труда и промышленная безопасность", а также газеты ФП РБ "Действие" |
ФП РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); БРЦОТ (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
-"- |
1.14 |
Формирование в организациях комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда |
организации (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
-"- |
1.15 |
Проведение дней охраны труда в организациях |
ТПП РБ (по согласованию); ФП РБ (по согласованию); НОУ Межотраслевой институт (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
повышение заинтересованности работодателей в создании благоприятных условий труда |
1.16 |
Проведение среди специалистов ежегодных республиканских конкурсов на звание "Лучший инженер по охране труда" |
Минтруд РБ; НОУ Межотраслевой институт (по согласованию); ФП РБ (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
-"- |
2. Совершенствование системы непрерывного образования в области охраны труда | |||||||||||
2.1 |
Оказание методической и практической помощи организациям и работодателям в улучшении условий и охраны труда. Пропаганда и внедрение современных средств безопасности труда. Распространение передовых методов и приемов труда |
ФП РБ (по согласованию); БРЦОТ (по согласованию); Минтруд РБ |
2012-2016 |
внебюджетные источники; бюджет РБ (текущее финансирование) |
|
|
|
|
|
|
повышение информированности работников и работодателей по вопросам трудового законодательства |
2.2 |
Обучение руководителей и специалистов по охране труда, работников организаций, связанных с обеспечением средствами индивидуальной защиты, правилам подбора, применения, хранения и эксплуатации современных средств индивидуальной защиты |
ФП РБ (по согласованию); БРЦОТ (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
повышение информированности работников и работодателей по вопросам трудового законодательства |
2.3 |
Организация обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций бюджетной сферы |
органы исполнительной власти РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ (текущее финансирование) |
|
|
|
|
|
|
-"- |
2.4 |
Внедрение учебных программ профессиональной переподготовки специалистов по охране труда |
НОУ Межотраслевой институт (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
-"- |
2.5 |
Обеспечение служб охраны труда организаций средствами связи, компьютерной и другой оргтехникой |
организации республики (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
-"- |
2.6 |
Проведение совещаний, семинаров по вопросам улучшения условий и охраны труда |
ФП РБ (по согласованию); НОУ Межотраслевой институт (по согласованию); Минтруд РБ |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
повышение информированности работников и работодателей по вопросам трудового законодательства |
2.7 |
Разработка рекомендаций по составлению раздела "Охрана труда" в коллективных договорах и соглашениях |
ФП РБ (по согласованию) |
2012-2016 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
-"- |
3. Снижение уровня производственного травматизма, количества случаев профессиональных заболеваний | |||||||||||
3.1 |
Организация и проведение периодических медицинских осмотров работников бюджетных организаций |
организации |
2012-2016 |
бюджет РБ (текущее финансирование) |
|
|
|
|
|
|
профилактика профессиональных заболеваний и заболеваний с временной утратой трудоспособности |
3.2 |
Обеспечение бюджетных организаций средствами коллективной и индивидуальной защиты работников в соответствии с типовыми нормами |
организации |
2012-2016 |
бюджет РБ (текущее финансирование) |
|
|
|
|
|
|
увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения |
3.3 |
Организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных учреждениях здравоохранения, социального обслуживания, образования и культуры |
органы исполнительной власти РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ (текущее финансирование) |
|
|
|
|
|
|
улучшение условий и охраны труда, исключение ручного труда, предотвращение несчастных случаев на производстве |
3.4 |
Укрепление материально-технической базы и обеспечение пожарной безопасности организаций, финансируемых из бюджетов муниципальных районов и городских округов РБ |
администрации МО РБ (по согласованию) |
2012-2016 |
бюджеты муниципальных районов и городских округов РБ |
|
|
|
|
|
|
-"- |
3.5 |
Проведение в бюджетных организациях мероприятий по улучшению условий и охраны труда |
органы исполнительной власти РБ |
2012-2016 |
бюджет РБ (текущее финансирование) |
|
|
|
|
|
|
улучшение условий и охраны труда, исключение ручного труда, предотвращение несчастных случаев на производстве |
|
|
Всего, в том числе: |
|
4,728 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
1,072 |
1,136 |
|
|
|
|
бюджет Республики Башкортостан |
|
4,728 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
1,072 |
1,136 |
|
Примечания:
1. Мероприятия, указанные в пунктах 1.11-2.1, 2.4-2.7, финансируются в пределах средств, дополнительно выделяемых исполнителями Программы.
2. Мероприятия, указанные в пунктах 1.9, 1.12, 2.1, финансируются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год.
3. Мероприятия, указанные в пунктах 3.1, 3.2, 3.5, финансируются в пределах смет расходов на содержание бюджетных организаций.
4. Мероприятия, указанные в пунктах 2.2, 2.3, 3.3-3.5, финансируются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти Республики Башкортостан, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год.
Список использованных сокращений
БРЦОТ |
- |
Башкирский региональный центр охраны труда и современных средств безопасности труда |
Минтруд РБ |
- |
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
МО РБ |
- |
муниципальные образования Республики Башкортостан |
НОУ Межотраслевой институт |
- |
негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве |
ТПП РБ |
- |
Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан |
ФП РБ |
- |
Федерация профсоюзов Республики Башкортостан |
Таблица 3
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
4.1. Финансовое обеспечение Программы
N п/п |
Источник и направление финансирования Программы |
Финансовые затраты (в ценах 2011 года), тыс. рублей |
Примечания |
|||||
всего |
В том числе по годам |
|||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
||||
1 |
Всего, в том числе: |
4,728 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
1,072 |
1,136 |
1. Материально-технические затраты Программой не предусмотрены. 2. Мероприятия, финансируемые за счет средств внебюджетных источников, включены в Программу на основании предложений организаций |
1.1 |
бюджет Республики Башкортостан |
4,728 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
1,072 |
1,136 |
|
1.2 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2 |
Капитальные вложения - всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3 |
Прочие расходы - всего, в том числе: |
4,728 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
1,072 |
1,136 |
|
3.1 |
бюджет Республики Башкортостан |
4,728 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
1,072 |
1,136 |
|
Таблица 4
4.2. Распределение объемов финансирования Программы по ее исполнителям
Исполнитель Программы |
Источник и направление финансирования |
Объем финансирования, млн. рублей |
|||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Минтруд РБ |
бюджет РБ, прочие расходы |
4,728 |
0,84 |
0,84 |
0,84 |
1,072 |
1,136 |
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2013 г. N 322 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
Таблица 5
5. Оценка эффективности реализации Программы
Нумерация граф в таблице приводится в соответствии с источником
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается на основании статистических данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.
Социальный эффект от реализации мероприятий Программы ожидается в сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, снижении уровня заболеваемости и производственного травматизма, повышении социальной защищенности и удовлетворенности работников условиями труда, увеличении продолжительности жизни работающего населения.
Экономический эффект Программы заключается в создании условий для:
снижения материальных затрат от последствий производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости;
повышения производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени;
снижения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
6. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственный заказчик Программы - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - обеспечивает реализацию программных мероприятий, сбор, анализ и подготовку отчетных данных, а также отчитывается о результатах выполнения Программы в установленном порядке.
Система контроля за выполнением Программы включает:
мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей Программы на основе периодической отчетности;
контроль за целевым и эффективным использованием выделенных финансовых средств исполнителями Программы;
контроль за проведением конкурсных процедур по закупке, а также за сроками выполнения контрактов (договоров) на поставки продукции для государственных нужд Республики Башкортостан;
оценку социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2011 г. N 340 "Об утверждении Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2012-2016 годы"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 20 (362) от 17 октября 2011 г., ст. 1575 (без приложения)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 677 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2014 г. N 312
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 июля 2013 г. N 322