Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2007 г. N 11-Г07-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Кабинета министров Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 17 августа 2007 года, которым удовлетворено заявление прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному закону и недействующим постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 7 сентября 2006 года N 453 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан Республики Татарстан", а также заявление Г. о признании недействующими отдельных положений пункта 1.2. названного Универасльного# регламента.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., возражения против кассационной жалобы Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, а потому недействующим постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 7 сентября 2006 года N 453 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан Республики Татарстан".
В обоснование требований сослался на то, что данное постановление принято Кабинетом министров Республики Татарстан с превышением своей компетенции, поскольку порядок государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней устанавливается исключительно федеральным законом.
В свою очередь, Г. просила суд признать недействующими положения пункта 1.2. Универасльного# регламента, ограничивающие круг лиц, которые вправе заключать агентские договоры об оказании посреднических услуг.
Решением суда от 17 августа 2007 года оба заявления удовлетворены.
В кассационной жалобе Кабинет министров Республики Татарстан просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту о) статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Пунктом 6 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним устанавливается федеральным законом в соответствии с настоящим Кодексом.
Такой порядок урегулирован Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года.
В соответствии с пунктом 4 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 года N 679, такие регламенты разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции или предоставление соответствующей государственной услуги.
Пунктом 8 этого же Порядка предусмотрено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать регламенты на основании типового административного регламента, утвержденного федеральным министром или руководителем федеральной службы либо федерального агентства, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, только при осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий федеральных органов исполнительной власти, переданных им в установленном порядке в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что полномочия по исполнению функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию в данной области общественных отношений государственных услуг органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации не передавались, Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006 года N 293 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемое постановление принято Кабинетом министров Республики Татарстан в нарушение компетенции Российской Федерации, следует признать правильным.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что Универсальный регламент регулирует порядок оформления документов для государственной регистрации, а не порядок самой регистрации, является необоснованной.
Как следует из содержания данного Универсального регламента, сбор и оформление документов является неотъемлемой, обязательной стадией государственной регистрации прав на жилое помещение и сделок с ним.
Сам же Регламент представляет собой единую процедуру, которая начинается с обращения заявителя в уполномоченный орган и завершается собственно самой регистрацией - принятием решения о регистрации, внесением в Единый государственный реестр прав соответствующей записи, выдачей агенту (заявителю) свидетельства о государственной регистрации.
Кроме того, технология взаимодействия заявителя, орга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 октября 2007 г. N 11-Г07-26
Текст определения официально опубликован не был