С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку
В соответствии с пунктом 23 Национального плана проверок налогоплательщиков Госналогслужбы России на 1997 год, утвержденного Руководителем Госналогслужбы России 24.04.97, налоговыми органами проведены целевые проверки правильности взимания, полноты и своевременности уплаты плательщиками страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Проверки осуществлялись в соответствии с Примерной программой, направленной Госналогслужбой России государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации письмом от 29.08.97 N 07-4-04/481.
Налоговыми органами проведены документальные проверки 6374 плательщиков страховых взносов в Фонд занятости, из числа которых нарушения установлены у 1642 или на каждом третьем проверенном предприятии.
В ходе проверок налоговыми органами выявлены многочисленные факты нарушений плательщиками порядка уплаты страховых взносов в Фонд занятости.
В частности, имеет место несвоевременное перечисление работодателями платежей в Фонд занятости, занижение базы для начисления страховых взносов (не включаются оплата труда работников, произведенная в натуральной форме, оплата труда несписочного состава, надбавки за стаж работы, премии и материальная помощь, выданная не по индивидуальным заявлениям работников, а по результатам их труда, суммы выплат по договорам подряда и поручения). Одновременно имеет место завышение облагаемой страховым взносом базы на суммы компенсаций, выплаченных работникам за неиспользованный отпуск при увольнении, на суммы выплаченных дивидендов, а также на различные виды выплат, которые носят единовременный характер и не относятся к оплате труда.
По результатам документальных проверок налоговыми органами доначислено страховых взносов и финансовых санкций, включая пени, в сумме 26964 млн. рублей, т.е. в среднем на каждое предприятие, допустившее нарушение доначисления составили 16,4 млн. рублей.
При этом необходимо отметить высокую результативность проведенных налоговыми органами проверок в части доначисленных сумм по платежам в Фонд занятости и дополнительно выявленных плательщиков в этот Фонд по Мурманской, Московской, Смоленской, Тульской, Липецкой, Волгоградской, Пермской, Белгородской, Кемеровской, Вологодской областям, Краснодарскому и Приморскому краям, Республике Коми, Республике Татарстан, Республике Калмыкия, Республике Саха.
Так, Государственной налоговой инспекцией по Мурманской области проверено 55 плательщиков и доначислено 426,5 млн. рублей, по Амурской области соответственно 16 плательщиков и 443,3 млн. рублей, Республике Бурятия 15 и 848,0 млн. рублей, Кемеровской области 124 и 2690,6 млн. рублей, Новосибирской области 50 и 1657,5 млн. рублей, Красноярскому краю 40 и 4397,2 млн. рублей.
При этом следует отметить, что еще недостаточно проводится контрольная работа по обеспечению платежей в Фонд занятости, а именно: процент документально проверенных плательщиков по отношению к общему числу зарегистрированных плательщиков в Фонд занятости остается крайне низким по ряду регионов: Ленинградской (6%), Курганской (9%), Новгородской (7%), Сахалинской (9%) областям, Республике Карелия (8%), Республике Ингушетия (3%), Ханты-Мансийскому А.О. (5%) и Чукотскому А.О. (3%).
Не на должном уровне находится работа по взысканию дополнительно начисленных платежей, сумм финансовых санкций и пени по результатам проверок. В следующих регионах процент взыскания составляет: Республика Карелия (5%), Республика Алтай (1%), Республика Бурятия (5%), Архангельская (4%), Новгородская (4%), Ивановская (2%), Рязанская (2%), Свердловская (3%), Челябинская (4%) области и ряду других регионов.
Таким образом, проведенные налоговыми органами проверки, как правило, не получают должного завершения в виде эффективного взыскания доначисленных сумм.
Результаты проведенных проверок показывают, что налоговые органы не в полной мере используют имеющиеся у них реальные возможности воздействия на плательщика для погашения задолженности по платежам в Фонд занятости. В большинстве регионов отсутствует четкая координация в работе по учету и контролю между налоговыми органами и органами занятости (допускается дублирование в этой работе, нет тесного взаимодействия в работе по взысканию платежей и ликвидации задолженности).
Представленные налоговыми органами материалы проверок свидетельствуют, что полностью приняли на себя функции учета по обязательным платежам в Фонд занятости налоговые органы Белгородской, Ростовской, Иркутской, Волгоградской, Курской, Тверской, Липецкой, Новгородской, Тульской областей, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Чукотского автономного округа.
Определенная работа по передаче функций учета налоговым органам проводится госналогинспекциями по Архангельской, Воронежской, Московской, Тамбовской, Самарской, Челябинской, Новосибирской, Калининградской, Оренбургской областям, Красноярскому краю, Краснодарскому краю и Республике Коми, (определен порядок и сроки представления плательщиками расчетной ведомости налоговым органам, органами службы занятости осуществляется передача лицевых счетов).
Налоговые инспекции по Вологодской, Курганской, Брянской, Владимирской, Кировской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областям, Ставропольскому краю, Таймырскому автономному округу, Еврейской автономной области и ряду других регионов осуществляют только функции контроля за поступлением платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что информацией Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.11.97 N 1804-Пр, доложено Правительству Российской Федерации, что в ряде регионов сдерживается передача налоговым органам функций контроля и учета за полнотой и своевременностью поступлений страховых взносов в Фонд занятости из-за отказа самих налоговых органов (Астраханская, Ивановская, Московская, Воронежская, Новгородская, Самарская, Томская области, Краснодарский край, Республика Марий Эл, Ненецкий автономный округ и т.д.)
В целях улучшения работы по учету и контролю за своевременным и полным поступлением платежей в Фонд занятости Госналогслужб России предлагает государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации принять необходимые меры к усилению и упорядочению работы, направленной на мобилизацию средств в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, имея в виду реализацию мероприятий, изложенных в письме Госналогслужбы России налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации от 17.11.97 N СШ-6-07/800@.
Государственный советник
налоговой службы 1 ранга |
В.А.Зверховский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 24 ноября 1997 г. N ВЗ-6-07/820@ "О результатах проверки полноты и своевременности уплаты страховых взносов в Фонд занятости"
Текст письма официально опубликован не был