Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 78-Г07-46
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Санкт-Петербургской общественной организации "Саентологический Центр" о признании незаконными и недействительными распоряжений Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о приостановлении деятельности общественной организации и по заявлению прокурора Санкт-Петербурга о ликвидации Санкт-Петербургской общественной организации "Саентологический Центр" по кассационной жалобе Санкт-Петербургской общественной организации "Саентологический Центр" на решение Санкт-Петербургского городского суда от 26 июня 2007 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Б., объяснения представителей Санкт-Петербургской общественной организации "Саентологический Центр" - К.Г.А., К.С.А., Т., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения по доводам кассационной жалобы представителей Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - В., Р., прокурора Генеральной прокуратуры РФ З., возражавших против отмены решения суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Санкт-Петербургская общественная организация "Саентологический Центр" обратилась в суд с заявлением о признании незаконными и недействительными распоряжений Главного управления юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 856 от 24 декабря 2003 г., N 164 от 25 марта 2004 г. о приостановлении деятельности названной организации, ссылаясь, на то, что она не допускала нарушений действующего законодательства и устава и оснований для приостановления ее деятельности не имеется.
Прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением о ликвидации общественной организации "Саентологический Центр", указывая, что при проверке данной организации, проведенной Главным управлением МЮ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, были установлены следующие нарушения:
- осуществление образовательной деятельности, не предусмотренной уставом и подлежащей лицензированию, при отсутствии у организации соответствующей лицензии;
- воспрепятствование деятельности специалистов в области медицины, привлеченных к проведению проверки, которые не были допущены на проводимые организацией мероприятия: процедуру одитинга и программу "Очищение", не были ознакомлены с документами, оформляемыми при проведении этих мероприятий, при наличии данных об их рекламировании как услуг в области здравоохранения, подлежащих лицензированию;
- неисполнение требований об устранении препятствий к проведению проверки, содержавшихся в предупреждении регистрирующего органа от 04.07.2003 г. N 06-2705/03-00 и в представлении от 29.07.2003 г. N 06-3121/03-00, а также в представлении прокурора Центрального района Санкт-Петербурга от 29.08.2003 г. об устранении тех же нарушений;
- несоблюдение условий приостановления деятельности общественной организации, установленных ст. 43 Федерального закона "Об общественных объединениях": проведение публичных мероприятий, использование банковского вклада по расчетам, не относящимся к хозяйственной деятельности, трудовым договорам и уплате обязательных платежей, организацию проверок профессиональной пригодности, тестирования и консультационных услуг гражданам.
Эти и иные нарушения, допущенные Санкт-Петербургской общественной организацией "Саентологический Центр", по мнению прокурора, являются основаниями для ликвидации регионального общественного объединения в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявление прокурора было поддержано представителями Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 26 июня 2007 г. в удовлетворении заявления Санкт-Петербургской общественной организации "Саентологический Центр" о признании незаконными и недействительными распоряжений Главного управления юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 856 от 24 декабря 2003 г., N 164 от 25 марта 2004 г. о приостановлении деятельности отказано. Удовлетворено заявление прокурора о ликвидации данной организации.
В кассационной жалобе Санкт-Петербургской общественной организации "Саентологический Центр" поставлен вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
Обязанность соблюдать действующее законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, возложена на общественные объединения и# статьей 29 (абзац 1 части 1) Федерального закона "Об общественных объединениях".
Согласно статье 42 ФЗ "Об общественных объединениях" в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения может быть обжаловано в суд.
В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов. Если в течение установленного срока приостановления деятельности общественного объединения оно устраняет нарушение, послужившее основанием для приостановления его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность по решению органа или должностного лица, приостановивших эту деятельность. Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, оно возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу (статья 43 того же закона).
В соответствии со статьей 44 названного Федерального закона основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются:
неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.
Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального и местного общественных объединений по указанной в данной статье основаниям вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных подзаконных актов.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления Санкт-Петербургской общественной организации "Саентологический Центр" о признании незаконными и недействительными распоряжений Главного управления юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 856 от 24 декабря 2003 г., N 164 от 25 марта 2004 г. о приостановлении деятельности названного объединения, суд пришел к выводу о том, что уполномоченный орган был вправе приостановить деятельность этого общественного объединения в связи с допущенными им нарушениями действующего законодательства и устава объединения.
Принимая решение о ликвидации объединения, суд пришел к выводу о наличии для этого предусмотренных законом оснований в связи с допущенными "Саентологическим Центром" грубыми и неоднократными нарушениями закона, а также тем, что установленные органом государственной регистрации нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности указанного объединения, не были устранены в установленный срок.
Эти выводы суда мотивированы, подтверждаются материалами дела и оснований для признания их неправильными не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Санкт-Петербургская общественная организация "Саентологический Центр" создана в 1992 г., зарегистрирована в качестве юридического лица и запись о ней внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (т. 3, л.д. 305, 306-312, 313, 314-319, 321).
Согласно уставу, целью создания и деятельности Центра является пропаганда философских идей и учения Л. Рона Хаббарда как руководства для человека в жизни.
Распоряжением Главного управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 189 от 27 марта 2003 г. была назначена проверка данной общественной организации на предмет соответствия ее деятельности уставным целям и требованиям действующего законодательства. Распоряжениями NN 235-327 от 2 июня 2003 г. срок проверки продлен до 31 июля 2003 г., к проверке привлечены специалисты в области здравоохранения, образования и науки (т. 1, л.д. 93, т. 2, л.д. 18, 20-21, 30-31).
4 июля 2003 г. в адрес организации направлено письменное предупреждение N 06-2705/03-00 о нарушении ею п. 2 ст. 15, п.п. 1, 6 ст. 29 Федерального закона "Об общественных организациях", п. 2 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях", п. 1.2 устава, выразившихся в неоказании содействия представителям органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью данной общественной организации в связи с проверкой ее соответствия уставным целям и действующему законодательству Российской Федерации, а также нарушении в деятельности организации принципов гласности и общедоступности. Предложено с 4 июля 2003 г. обеспечить Главному управлению и группе привлеченных к проверке специалистов возможность ознакомления с деятельностью организации (т. 1, л.д. 94-96).
В связи с неисполнением требований, содержащихся в указанном предупреждении, 29 июля 2003 г. в адрес общественной организации уполномоченным органом направлено письменное представление N 06-3121-00 с повторным предупреждением о нарушении требований п. 2 ст. 15, п.п. 1, 5, 6 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях", п. 2 ст. 14 ФЗ "О некоммерческих организациях", п. 1.2 и раздела 2 устава организации. Предложено в месячный срок представить в Главное управление необходимые документы, материалы, списки, а в период с 01 сентября по 30 октября 2003 г. обеспечить Главном
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 78-Г07-46
Текст определения официально опубликован не был