В целях повышения качества государственной услуги по психолого-медико-педагогическому обследованию детей в Республике Башкортостан в целях выявления особенностей их развития и (или) отклонений в поведении и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемый стандарт качества государственной услуги по психолого-медико-педагогическому обследованию детей в Республике Башкортостан в целях выявления особенностей их развития и (или) отклонений в поведении и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Исполняющий обязанности |
Р.З. Хамитов |
Стандарт качества
государственной услуги по психолого-медико-педагогическому обследованию детей в Республике Башкортостан в целях выявления особенностей их развития и (или) отклонений в поведении и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 3 мая 2011 г. N 140)
1. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает обязательные для исполнения государственными бюджетными учреждениями психолого-медико-педагогические комиссии Республики Башкортостан (далее - учреждение) основные требования к качеству оказания государственной услуги в Республике Башкортостан по психолого-медико-педагогическому обследованию детей (далее - государственная услуга) в целях выявления особенностей их развития и (или) отклонений в поведении и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
1.2. Разработчиком настоящего стандарта является Министерство образования Республики Башкортостан (далее - государственный заказчик).
1.3. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления государственной услуги:
Конвенция о правах ребенка;
Закон Российской Федерации "Об образовании";
Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 года N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
Закон Республики Башкортостан "Об образовании";
Указ Президента Республики Башкортостан от 30 апреля 2002 года N УП-198 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Башкортостан" (с последующими изменениями);
иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере образования и здравоохранения.
1.4. Основными факторами, определяющими качество предоставления государственной услуги, являются:
наличие документов, регламентирующих деятельность учреждения;
условия размещения и режим работы учреждения;
наличие специального оснащения и оборудования в учреждении;
укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
полнота и качество выполнения процедур, необходимых для предоставления государственной услуги;
информационное сопровождение деятельности по предоставлению государственной услуги;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью по предоставлению государственной услуги, а также за соблюдением требований настоящего стандарта;
ответственность должностных лиц за качество предоставления государственной услуги.
2. Требования к качеству предоставления государственной услуги
2.1. Государственная услуга включает в себя:
проведение бесплатного комплексного психолого-медико-педагогического обследования несовершеннолетних в целях выявления особенностей их развития и (или) отклонений в поведении, установления диагноза и определения эффективных форм специального обучения, воспитания, оказания помощи в профессиональной ориентации и социальной адаптации;
подтверждение, уточнение диагноза и изменение ранее установленного диагноза для определения соответствующего типа образовательного и лечебного учреждений и целесообразности пребывания в них несовершеннолетнего;
консультативную и методическую помощь законным представителям несовершеннолетних, имеющих физические и (или) психические особенности развития.
Получатели государственной услуги - граждане Российской Федерации от 0 до 18 лет, в том числе несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья, дети с отклонения в поведении, проживающие в Республике Башкортостан.
Государственная услуга осуществляется в течение срока пребывания получателя государственной услуги в учреждении.
Расходы на предоставление государственной услуги осуществляются в соответствии с государственным заданием на предоставление услуги в пределах средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
2.2. Учреждение должно иметь регламентирующие его деятельность документы:
устав, утвержденный и зарегистрированный в соответствии с установленным порядком;
лицензию на право осуществления медицинской деятельности;
договор с государственным заказчиком;
типовые положения, локальные акты, руководства, правила, инструкции, методики, регламентирующие процесс предоставления государственной услуги;
план работы;
должностные инструкции работников учреждения, инструкции по охране труда, иные инструкции;
правила внутреннего трудового распорядка;
положение об оказании платных услуг;
эксплуатационные документы, используемые при предоставлении государственной услуги: кадастровые (технические) паспорта на здания и используемое оборудование, сертификаты качества оборудования, инвентарные описи основных средств и другие;
заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений.
Учреждение обеспечивает приведение документов в соответствие с нормативными правовыми актами.
2.3. Предоставление государственной услуги должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности, охраны труда.
Учреждение и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенных зданиях и помещениях, оборудованных системами теплоснабжения, обеспечивающими поддержание температурного режима в пределах 18-20 градусов Цельсия и относительной влажности 40-60 процентов, которые доступны для населения, обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и круглосуточной охраной, оснащены телефонной связью.
Для осуществления государственной услуги необходимы следующие помещения:
кабинет регистрации;
комната ожидания, оснащенная необходимой мебелью, оборудованием и игрушками;
кабинет комплексного обследования;
индивидуальные кабинеты специалистов для оформления необходимых документов;
медицинские кабинеты;
служебные и бытовые помещения;
гардероб;
санузлы.
Центральный вход в здание рекомендуется оборудовать пандусами, расширенными проходами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих инвалидные коляски.
2.4. Кабинеты учреждения оснащаются мебелью, соответствующей их назначению, специальным оборудованием, инструментами, техническими средствами, наглядными пособиями, специализированными тренажерами, необходимыми для предоставления государственной услуги, отвечающими требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество государственной услуги. Специальное оборудование, приборы и аппаратуру необходимо использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами и содержать в технически исправном состоянии.
Учреждение должно быть обеспечено автомобильным транспортом.
Учреждением создаются рабочие места для сотрудников, оборудованные персональными компьютерами, подключенными к сети Интернет и объединенными в единую локальную сеть.
Время и место предоставления перерыва для отдыха и питания должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения.
Учреждение должно владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, уставными целями учреждения.
2.5. Комплектование учреждения работниками регламентируется штатным расписанием.
Предоставление государственной услуги осуществляют руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал.
Управление учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель, который несет ответственность перед государственным заказчиком и получателями государственной услуги за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом учреждения.
Руководящие работники учреждения должны иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, которые необходимы для выполнения возложенных на них обязанностей.
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие соответствующий образовательный ценз.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Медицинское обеспечение в учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые имеют соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладают опытом и знаниями, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей, несут ответственность за качество медицинского диагноза и рекомендаций, охрану здоровья детей, контролируют соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
Повышение квалификации педагогических и медицинских работников проводится не реже одного раза в пять лет путем обучения на курсах повышения квалификации и (или) стажировки в учреждении, в высших учебных заведениях и иных организациях.
Работникам необходимо иметь должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
В целях принятия необходимых мер по защите несовершеннолетних от любых форм насилия, включая сексуальное, оскорбления или злоупотребления, эксплуатации работниками учреждения руководителю учреждения при осуществлении кадровой политики необходимо особое внимание уделять качественному подбору персонала. Рекомендуется отдавать предпочтение соискателям, имеющим соответствующее образование, опыт работы в данном виде учреждений либо по аналогичной специальности и обладающим физическим, психическим здоровьем и моральной устойчивостью.
2.6. Государственная услуга осуществляется на бесплатной основе и включает в себя четыре этапа.
Первый этап: предварительная запись получателя государственной услуги на обследование.
Специалист (статистик) регистрирует обращение получателя государственной услуги в журнале предварительной записи.
Второй этап: прием и рассмотрение документов, представленных на обследование.
Специалист (статистик) регистрирует получателя государственной услуги в журнале учета, принимает представленные документы:
документ, удостоверяющий личность законных представителей несовершеннолетних;
документы, подтверждающие полномочия законных представителей детей;
копию свидетельства о рождении ребенка;
письменные работы обучающегося по русскому языку, родному языку, математике, рисунки;
психолого-педагогическую характеристику несовершеннолетнего, подписанную руководителем образовательного учреждения и заверенную печатью;
историю развития ребенка и (или) выписку из нее с заключением окулиста, выданным не ранее 3-х месяцев (для детей с нарушениями зрения), или сурдолога с аудиограммой (для детей с нарушениями слуха).
Третий этап: комплексное психолого-медико-педагогическое обследование несовершеннолетних, которое проводится в целях своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
Обследование проводится каждым специалистом индивидуально или несколькими специалистами одновременно.
Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из его задач, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
В ходе обследования заполняется карта развития или протокол (результаты) обследования, в которых указываются сведения о ребенке, медицинский анамнез, результаты обследования специалистами (психологом, педагогом, логопедом), выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения.
Специалисты обсуждают результаты обследования и вырабатывают рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи и организации обучения и воспитания.
Карта развития ребенка или протокол (результаты) обследования оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами, проводившими обследование, заведующим (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью.
Четвертый этап: ознакомление законных представителей детей с результатами психолого-медико-педагогического обследования и рекомендациями.
Копии заключения исполнителя государственной услуги и особых мнений специалистов (при их наличии) или выписка с заключением и соответствующими рекомендациями по согласованию с законными представителями детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.
Законный представитель в соответствии с рекомендациями оформляет заявление о согласии на устройство обследованного ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Учреждением ведется следующая документация:
журнал предварительной записи детей;
журнал регистрации несовершеннолетних, прошедших обследование в психолого-медико-педагогической комиссии;
результат обследования (протокол);
карта развития ребенка;
выписка из результатов обследования.
2.7. До получателя государственной услуги должна быть доведена следующая информация:
наименование, местонахождение (адрес) учреждения;
дата государственной регистрации и наименование регистрационного органа;
режим работы, вид деятельности учреждения;
номера лицензии и (или) свидетельства, сроки их действия;
правила и условия оказания государственной услуги.
В состав информации о предоставляемой государственной услуге должны быть включены:
перечень основных государственных услуг;
характеристика государственной услуги;
сведения о качестве государственной услуги, условиях ее предоставления;
сведения о средствах коммуникации получателей государственной услуги с учреждением;
сведения о возможности оценки качества государственной услуги со стороны ее получателя;
правила и условия предоставления государственной услуги.
В случае личного обращения получателя государственной услуги, при его обращении по телефону представителем учреждения подробно и в вежливой (корректной) форме предоставляются необходимые разъяснения об оказываемой государственной услуге. При отсутствии у сотрудника, принявшего звонок, возможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы звонок переадресовывается другому сотруднику либо получателю государственной услуги сообщается телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
Центральный вход в здание, в котором размещается учреждение, должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской) о наименовании учреждения на башкирском и русском языках.
В помещениях в удобном для обозрения месте размещаются:
наименование, адрес, телефоны учреждения и заказчика государственной услуги;
режим работы учреждения;
копия лицензии на право осуществления медицинской деятельности, а также иных видов деятельности, требующих специального разрешения в соответствии с законодательством.
На сайте учреждения размещается следующая информация:
наименование учреждения;
местонахождение;
контактный телефон;
электронный адрес;
информация о проезде к учреждению;
другая значимая информация.
2.8. Учреждению необходимо иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему контроля в целях определения соответствия государственной услуги настоящему стандарту, другим нормативным документам в области образования, здравоохранения.
Учреждение должно проводить мониторинг качества предоставления услуги, информировать получателей услуги о результатах работы с неудовлетворенными запросами, осуществлять контроль за реализацией мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Текущий контроль за качеством предоставления государственной услуги осуществляется руководителем учреждения.
Внешняя система контроля за предоставлением государственной услуги осуществляется уполномоченными государственными органами путем анализа соответствия качества предоставления учреждением государственной услуги настоящему стандарту, а также путем определения степени удовлетворенности получателей качеством услуги, проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества деятельности учреждения.
Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения уполномоченных государственных органов по месту нахождения учреждения.
2.9. Руководитель учреждения несет ответственность за выполнение им функциональных обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом, за соблюдение требований настоящего стандарта, определяет полномочия, ответственность и взаимодействие всех сотрудников, осуществляет контроль за их деятельностью по предоставлению государственной услуги.
Персональная ответственность педагогов, медицинских и других работников закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.
Обжалование действий (бездействия) и решений, принятых в процессе предоставления государственной услуги, осуществляется в соответствии с законодательством.
Обращения и претензии получателей государственной услуги в адрес учреждения могут поступать по информационным системам общего пользования (факсу, электронной почте, Интернету), а также устно и письменно. Поступившие в адрес учреждения и государственного заказчика обращения рассматриваются при наличии указанного в них обратного адреса. Заявитель информируется о принятых мерах в течение 30 календарных дней.
Обращения в органы государственной власти подаются в соответствии с законодательством об обращениях граждан.
В учреждении должна быть книга жалоб и предложений.
2.10. Качество государственной услуги характеризуется:
полнотой ее предоставления в соответствии с установленными требованиями;
результативностью, оцениваемой путем изучения обращений и опроса получателей государственной услуги.
2.11. Качественное предоставление государственной услуги определяют:
ее доступность, безопасность и эффективность;
качество диагностики физических и (или) психических особенностей развития детей;
уровень профессиональной подготовки педагогических и медицинских работников.
2.12. Система индикаторов качества оказания государственной услуги представлена в следующей таблице:
N п/п |
Индикаторы качества оказания государственной услуги |
Нормативное значение индикатора |
1 |
Количество обоснованных претензий получателей государственной услуги, шт. |
0 |
2 |
Доля педагогических работников, имеющих квалификационную категорию, % |
100 |
3 |
Сертифицированность медицинских работников, % |
100 |
4 |
Полнота выполнения годового плана мероприятий (количество проведенных мероприятий в соответствии с планом), % |
100 |
5 |
Укомплектованность специалистами основного профиля по выполнению государственной услуги, % |
100 |
6 |
Полнота, достоверность и доступность информации об учреждении и предоставляемой им государственной услуге (наличие информации на стендах, в средствах массовой информации, в сети Интернет, издание рекламно-информационной продукции: календарей, методических пособий, буклетов, научно-познавательных сборников), шт. |
не менее одной единицы в месяц |
2.13. В целях получения данных о степени удовлетворенности получателей полнотой и качеством государственной услуги ежегодно проводится их опрос по указанной в приложении к настоящему стандарту форме.
Результаты опроса используются для разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества предоставления государственной услуги.
Приложение
к стандарту качества государственной услуги
по психолого-медико-педагогическому обследованию
детей в целях выявления особенностей их развития
и (или) отклонений в поведении и подготовки
рекомендаций по оказанию детям
психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания
в Республике Башкортостан
Опросный лист
мониторинга качества предоставления государственной услуги
по психолого-медико-педагогическому обследованию детей в целях
выявления особенностей их развития и (или) отклонений в поведении
и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической
помощи и организации их обучения и воспитания в Республике Башкортостан
Уважаемый получатель государственной услуги! Вы прошли психолого-медико-
педагогическое обследование в психолого-медико-педагогической комиссии. Просим
Вас высказать мнение о качестве предоставленной Вам государственной услуги.
По каждому из предложенных вопросов выберите ответы, наиболее близкие
Вашей точке зрения, и обведите их порядковые номера.
Ваши оценки и предложения будут учтены при дальнейшей работе.
Благодарим за сотрудничество!
Анкета анонимная, фамилии указывать не нужно.
1. Качество инфраструктуры, связанной с получением государственной услуги
1.1. Удовлетворяет ли Вас информация об исполнителе государственной
услуги, размещенная на его сайте, информационных стендах, в справочниках?
1.1.1. Удовлетворен.
1.1.2. Не удовлетворен.
1.1.3. Затрудняюсь ответить.
1.1.4. Ваши замечания и предложения:______________________________________
1.2. Удовлетворены ли Вы условиями, созданными для предоставления
государственной услуги (оснащенность, комфортность помещений, организация
очередности)?
1.2.1. Удовлетворен.
1.2.2. Не удовлетворен.
1.2.3. Затрудняюсь ответить.
1.2.4. Ваши замечания и предложения:______________________________________
1.3. Удовлетворены ли Вы процессом приема и рассмотрения документов
исполнителем государственной услуги?
1.3.1. Удовлетворен.
1.3.2. Не удовлетворен.
1.3.3. Затрудняюсь ответить.
1.3.4. Ваши замечания и предложения:______________________________________
2. Оптимальность процедуры получения государственной услуги
2.1. Устраивает ли Вас режим работы учреждения?
2.1.1. Удовлетворен.
2.1.2. Не удовлетворен.
2.1.3. Затрудняюсь ответить.
2.1.4. Ваши замечания и предложения:______________________________________
2.2. Удовлетворены ли Вы продолжительностью Вашего приема?
2.2.1. Удовлетворен.
2.2.2. Не удовлетворен.
2.2.3. Затрудняюсь ответить.
2.2.4. Ваши замечания и предложения:______________________________________
3. Качество предоставления государственной услуги
3.1. Как Вы оцениваете содержание медицинского обследования?
3.1.1. Удовлетворен.
3.1.2. Не удовлетворен.
3.1.3. Затрудняюсь ответить.
3.1.4. Ваши замечания и предложения:______________________________________
3.2. Как Вы оцениваете качество психологического обследования?
3.2.1. Удовлетворен.
3.2.2. Не удовлетворен.
3.2.3. Затрудняюсь ответить.
3.2.4. Ваши замечания и предложения:_____________________________________
3.3. Как Вы оцениваете качество педагогического обследования?
3.3.1. Удовлетворен.
3.3.2. Не удовлетворен.
3.3.3. Затрудняюсь ответить.
3.3.4. Ваши замечания и предложения:______________________________________
3.4. Была ли необходимость в получении дополнительной консультации
или дополнительном обследовании (социальным педагогом, юристом, врачом
функциональной диагностики, врачом-рефлексотерапевтом, неврологом)?
Если данная услуга была оказана, оцените ее качество.
3.4.1. Удовлетворен.
3.4.2. Не удовлетворен.
3.4.3. Затрудняюсь ответить.
3.4.4. Ваши замечания и предложения:_____________________________________
3.5. Заключения и рекомендации какого специалиста можете отметить
как наиболее объективные, содержательные, полезные для Вас?
3.6. Согласны ли Вы с полученными заключением и рекомендацией?
3.6.1. Согласен.
3.6.2. Не согласен, буду обжаловать.
3.6.3. Затрудняюсь ответить.
3.7. Какие у Вас есть рекомендации учреждению и Министерству образования
Республики Башкортостан по улучшению качества предоставления государственной
услуги? _____________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 мая 2011 г. N 140 "Об утверждении стандарта качества государственной услуги по психолого-медико-педагогическому обследованию детей в Республике Башкортостан в целях выявления особенностей их развития и (или) отклонений в поведении и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 14 (356) от 18 июля 2011 г., ст. 1008 (без Стандарта)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июня 2018 г. N 291 настоящее постановление признано утратившим силу с 29 июня 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 ноября 2014 г. N 502
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 июня 2014 г. N 263