В целях повышения качества государственной услуги по воспитанию и обучению детей и подростков с девиантным поведением в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемый стандарт качества государственной услуги по воспитанию и обучению детей и подростков с девиантным поведением в Республике Башкортостан.
Исполняющий обязанности |
Р.З. Хамитов |
Стандарт качества
государственной услуги по воспитанию и обучению детей и подростков с девиантным поведением в Республике Башкортостан
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 3 марта 2011 г. N 48)
1. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает обязательные для исполнения основные требования к объему и качеству государственной услуги по воспитанию и обучению детей и подростков с девиантным поведением в Республике Башкортостан (далее - государственная услуга), предоставляемой государственными специальными учебно-воспитательными учреждениями закрытого типа (далее - учреждение) за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
1.2. Разработчиком настоящего стандарта является Министерство образования Республики Башкортостан.
1.3. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления государственной услуги:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон "Об образовании";
Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (с последующими изменениями);
Конституция Республики Башкортостан;
Закон Республики Башкортостан "Об образовании";
Закон Республики Башкортостан "О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Закон Республики Башкортостан от 23 марта 1998 г. N 151-з называется "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан"
Указ Президента Республики Башкортостан от 30 апреля 2002 года N УП-198 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Башкортостан".
1.4. Основными факторами, определяющими качество государственной услуги, являются:
наличие документов, регламентирующих деятельность учреждения;
наличие типовых зданий и сооружений;
материально-техническая база, обеспечивающая исполнение государственной услуги;
укомплектованность учреждения кадрами и уровень их квалификации;
информационное сопровождение деятельности по предоставлению государственной услуги;
наличие внутренней и внешней систем контроля качества предоставления государственной услуги;
ответственность должностных лиц за качество предоставления государственной услуги.
2. Требования к качеству предоставления государственной услуги
2.1. Государственная услуга по воспитанию и обучению детей и подростков с девиантным поведением включает в себя обеспечение условий для психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего образования.
Получателями государственной услуги являются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, совершившие общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода.
Расходы на предоставление государственной услуги осуществляются в соответствии с государственным заданием на предоставление услуги в пределах средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
2.2. Учреждение должно иметь регламентирующие его деятельность документы:
устав, утвержденный и зарегистрированный в соответствии с установленным порядком;
лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам начального общего и основного общего образования;
лицензию на право ведения медицинской деятельности;
сертификат соответствия на предоставление услуги питания;
свидетельство о государственной аккредитации учреждения;
договор с учредителем;
типовые положения, локальные акты, регламентирующие процесс предоставления государственной услуги;
федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования и настоящий стандарт;
должностные инструкции работников учреждения, инструкции по охране труда, иные инструкции;
эксплуатационные документы, используемые при предоставлении государственной услуги: кадастровые (технические) паспорта на здание и используемое оборудование, сертификаты качества оборудования, инвентарные описи основных средств и другие;
заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
Учреждение осуществляет постоянную проверку документов на предмет их соответствия законодательству.
2.3. Предоставление государственной услуги должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности, оборудование учреждения должно находиться в исправном состоянии, быть безопасным.
Учреждения и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенных зданиях и помещениях, которые доступны для населения, обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащены телефонной связью.
Режим работы учреждения устанавливается его руководителем по согласованию с учредителем.
2.4. Для осуществления образовательного процесса, проведения психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников в учреждении должны быть:
комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников;
помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство, пищеблок, клуб, спортивный городок, учебно-опытный участок, учебно-производственные мастерские и другие помещения;
материальная база для проведения лечебных и специальных коррекционных занятий, в том числе медицинские кабинеты (стоматологический, процедурный, физиотерапевтический, психиатра), помещение для занятий психотерапией, комната психологической разгрузки и другие;
спальные помещения, санитарные узлы с отдельными кабинами в соответствии с установленными нормами;
транспортные средства (автобус, легковая и грузовая автомашины).
Кабинеты, мастерские для проведения образовательного процесса, помещения для психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников оснащаются специальным оборудованием, аппаратурой, приборами и инструментами, отвечающими требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество услуг. Специальное оборудование, приборы и аппаратуру необходимо использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами и содержать в технически исправном состоянии. Каждый воспитанник обеспечивается исправной мебелью.
2.5. Комплектование учреждения работниками регламентируется штатным расписанием. Предоставление государственных услуг в учреждениях осуществляют руководящие работники, педагогические работники, учебно-вспомогательный, обслуживающий персонал. Каждый работник учреждения должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать опытом и знаниями, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.
Повышение квалификации педагогических работников проводится не реже одного раза в 5 лет путем обучения и (или) стажировки в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, в высших учебных заведениях и иных организациях. Функциональные обязанности и права сотрудников учреждения должны быть изложены в должностных инструкциях, разработанных исходя из требований законодательства.
На педагогическую работу принимаются лица с высшим или средним специальным профессиональным образованием, которое подтверждается документами государственного образца о соответствии уровня образования и (или) квалификации.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
признанные недееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
В целях принятия необходимых мер по защите несовершеннолетних от любых форм насилия, включая сексуальное, оскорбления или злоупотребления, эксплуатации преподавателями и другими работниками учреждения, а также в случае отсутствия заботы с их стороны при осуществлении кадровой политики руководителю образовательного учреждения необходимо особое внимание уделять качественному подбору персонала. Рекомендуется отдавать предпочтение соискателям, имеющим соответствующее образование, опыт работы в данном виде учреждения либо по аналогичной специальности и обладающим физическим, психическим здоровьем и моральной устойчивостью.
Медицинское обслуживание (общепедиатрическое, психиатрическое, неврологическое) воспитанников обеспечивается штатным медицинским персоналом. Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания воспитанников.
2.6. Основным действием для предоставления государственной услуги является проведение психологической, медицинской и социальной реабилитации воспитанников, реализация образовательных программ начального общего, основного общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В государственные специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа направляются несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние, по решению суда.
Прием детей и подростков в учреждение осуществляется в порядке, определяемом его уставом.
Особенности условий содержания подростков, их воспитание и педагогический режим в учреждении определяются:
четким распорядком дня, системой учебно-воспитательной работы, обеспечивающей полную занятость всех обучающихся общественно полезной деятельностью, производительным трудом и организацию их досуга;
обеспечением участия воспитанников в работе органов школьного самоуправления учреждения, круглосуточным педагогическим наблюдением за воспитанниками, оказанием им психолого-педагогической, медицинской и социально-правовой помощи;
исключением возможности свободного выхода воспитанников за пределы территории учреждения без соответствующего на то разрешения администрации.
Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо перевод в другое подобное учреждение осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании совместного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.
Продление срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости завершения им общеобразовательной подготовки осуществляется по решению суда по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.
Основаниями для перевода, прекращения пребывания, продления срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении являются:
при переводе несовершеннолетнего в другое подобное учреждение - возраст, состояние здоровья, трудности при адаптации;
при прекращении пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении до истечения установленного судом срока - исправление несовершеннолетнего либо выявленные заболевания, препятствующие содержанию и обучению в учреждении;
при продлении срока пребывания несовершеннолетнего в учреждении - необходимость завершения общеобразовательной программы.
Содержание общего образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ.
В соответствии с уставными целями и задачами в учреждении создаются условия для реализации дополнительных образовательных программ: занятий спортом, искусством, ремеслами.
Организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, разрабатываемым и утверждаемым учреждением самостоятельно в соответствии с базисным (примерным) учебным планом, и расписанием занятий.
2.7. До получателя государственной услуги должна быть доведена следующая информация:
наименование, местонахождение (адрес) учреждения;
дата государственной регистрации и наименование регистрационного органа;
режим работы, вид деятельности учреждения;
номера лицензии и (или) свидетельства о государственной аккредитации, сроки их действия;
правила и условия предоставления государственной услуги.
В состав информации о государственных услугах, предоставляемых учреждением, должны быть включены:
перечень основных услуг;
характеристика государственной услуги;
наименования федеральных государственных образовательных стандартов и настоящего стандарта;
сведения о качестве государственной услуги, условиях ее предоставления;
сведения о возможности влияния получателя государственной услуги на ее качество;
сведения о возможности оценки качества государственной услуги со стороны получателя;
гарантийные обязательства учреждения.
Информация о предоставлении государственной услуги должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу. Способ и порядок предоставления информации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В помещениях учреждения в удобном для обозрения месте размещаются информация о режиме работы администрации, копии лицензии, свидетельств о государственной аккредитации, контактные телефоны, перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
На сайте учреждения размещается следующая информация:
наименование;
местонахождение (адрес);
контактный телефон;
электронный адрес.
2.8. Учреждению необходимо иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему контроля за деятельностью подразделений и сотрудников в целях определения их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и настоящему стандарту, другим нормативным документам в области образования, здравоохранения и социальной защиты воспитанников.
Система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с получателями государственных услуг, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Текущий контроль за качеством предоставления государственной услуги осуществляется руководителем учреждения.
Внешний контроль за полнотой и эффективностью применения стандартов качества предоставления государственных услуг, а также рассмотрение жалоб получателей государственных услуг осуществляют уполномоченные государственные органы путем проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок учреждений.
2.9. Руководитель учреждения несет ответственность за соблюдение настоящего стандарта, определяет полномочия, ответственность и взаимодействие всех работников учреждения, осуществляет контроль за качеством предоставления государственной услуги.
Персональная ответственность педагогов, медицинских и других работников учреждения закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.
Обжалование действий (бездействия) и решений, принятых в процессе предоставления государственной услуги, осуществляется в соответствии с законодательством.
Обращение и претензии в адрес учреждения могут поступать по информационным системам общего пользования (факсу, электронной почте, Интернету), а также устно и письменно. Поступившие претензии и обращения рассматриваются при наличии указанного в них обратного адреса в течение 30 календарных дней, ответ заявителю направляется с указанием принятых мер.
При устном обращении заявителя ответ на него с согласия заявителя может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по поставленным в обращении вопросам.
Изложение решения по обращению должно быть мотивированным, со ссылкой на законодательство, а также содержать информацию о мерах по восстановлению нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов или должностных лиц прав и законных интересов получателей государственных услуг.
Обращения в государственные органы власти подаются в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об обращениях граждан в Республике Башкортостан".
2.10. Качество предоставления государственной услуги характеризуется:
полнотой ее предоставления в соответствии с установленными требованиями;
результативностью, оцениваемой различными методами, в том числе путем изучения обращений и проведения опроса ее получателей;
созданием условий для социальной поддержки обучающихся в соответствии с их потребностями и интересами.
Качественное предоставление государственной услуги определяют:
ее доступность и эффективность;
информированность воспитанников, обучающихся в учреждениях, о предоставляемой государственной услуге;
степень удовлетворенности получателей государственной услуги.
2.11. Оценка качества оказанной государственной услуги дается с учетом следующих критериев (индикаторов):
N п/п |
Индикаторы качества государственной услуги |
Нормативное значение индикатора, % |
1 |
2 |
3 |
1 |
Процент штатных учителей с высшим образованием |
не менее 75% |
2 |
Обеспеченность общежитиями воспитанников учреждения |
100% |
3 |
Выполнение индивидуального плана работы с воспитанниками согласно решению психолого-медико-педагогической комиссии учреждения |
100% |
2.12. В целях получения данных о степени удовлетворенности получателей государственной услуги ее полнотой и качеством ежегодно проводится их опрос по указанной в приложении к настоящему стандарту форме.
Результаты опроса используются для разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества и обеспечение комфортности предоставления государственной услуги.
Приложение
к стандарту качества государственной
услуги по воспитанию и обучению детей
и подростков с девиантным поведением
в Республике Башкортостан
Опросный лист
мониторинга качества учебно-воспитательного процесса
Уважаемый выпускник! Вы закончили обучение в специальной
общеобразовательной школе закрытого типа. Просим Вас высказать свое мнение о
содержании и эффективности предоставленного Вам образования и воспитания.
По каждому из предложенных вопросов выберите, пожалуйста, наиболее близкие
Вашей точке зрения ответы и обведите их порядковые номера.
Ваши оценки и предложения будут учтены при совершенствовании учебно-
воспитательного процесса.
Благодарим за сотрудничество!
Анкета анонимная, фамилии указывать не нужно.
1. Удовлетворены ли Вы обучением и воспитательными мероприятиями в данном
учреждении?
1.1. Удовлетворен.
1.2. Не удовлетворен.
1.3. Затрудняюсь ответить.
2. Как Вы оцените работу учителей, воспитателей в данном учреждении?
2.1. Отлично.
2.2. Хорошо.
2.3. Удовлетворительно.
2.4. Неудовлетворительно.
2.5. Затрудняюсь ответить.
3. Как вы оцените лечебно-оздоровительную работу в данном учреждении?
3.1. Отлично.
3.2. Хорошо.
3.3. Удовлетворительно.
3.4. Неудовлетворительно.
3.5. Затрудняюсь ответить.
4. Занятия каких учителей, воспитателей, психологов были, по Вашему
мнению, наиболее содержательными, полезными?
Ф.И.О. учителя, воспитателя: _____________________________________________
_______________________________________________________________________________
5. Выразите свое мнение по вопросам проживания в общежитии:
5.1. Как вы оцените дисциплину в общежитии?
5.1.1. Отлично.
5.1.2. Хорошо.
5.1.3. Удовлетворительно.
5.1.4. Неудовлетворительно.
5.1.5. Затрудняюсь ответить.
5.2. Как вы оцените жилищно-бытовые условия?
5.2.1. Отлично.
5.2.2. Хорошо.
5.2.3. Удовлетворительно.
5.2.4. Неудовлетворительно.
5.2.5. Затрудняюсь ответить.
6. Пожалуйста, укажите, что Вы изменили или улучшили, если бы были
директором специальной общеобразовательной школы закрытого типа:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
7. Ваши предложения специальной общеобразовательной школе закрытого типа:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
8. Ваши предложения Министерству образования Республики Башкортостан:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2011 г. N 48 "Об утверждении стандарта качества государственной услуги по воспитанию и обучению детей и подростков с девиантным поведением в Республике Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 11 (353) от 2 июня 2011 г., ст. 689 (без приложений)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2014 г. N 414