В целях повышения качества государственной услуги по предоставлению в Республике Башкортостан образования детям с ограниченными возможностями здоровья Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемый стандарт качества государственной услуги по предоставлению в Республике Башкортостан образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Исполняющий обязанности |
Р.З. Хамитов |
Стандарт качества
государственной услуги по предоставлению в Республике Башкортостан образования детям с ограниченными возможностями здоровья
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 17 мая 2011 г. N 161)
1. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования к качеству государственной услуги по предоставлению образования детям с ограниченными возможностями здоровья (далее соответственно - государственная услуга, получатели государственной услуги), обязательные для исполнения специальными (коррекционными) образовательными учреждениями Республики Башкортостан (далее - учреждение).
1.2. Разработчиком настоящего стандарта является Министерство образования Республики Башкортостан (далее - государственный заказчик).
1.3. Термины и определения, применяемые в стандарте:
лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;
специальные условия для получения образования - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения (воспитания), индивидуальные технические средства обучения (воспитания) и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;
специальное (коррекционное) образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталых).
1.4. Нормативные правовые акты, регламентирующие качество предоставления государственной услуги:
Закон Российской Федерации "Об образовании";
Закон Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" (с последующими изменениями);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" (с последующими изменениями);
Закон Республики Башкортостан "Об образовании";
Указ Президента Республики Башкортостан от 30 апреля 2002 года N УП-198 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Башкортостан" (с последующими изменениями);
иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы в сфере образования, здравоохранения.
1.5. Основными факторами, определяющими качество предоставления государственной услуги, являются:
наличие документов, регламентирующих деятельность учреждения;
условия размещения и режим работы учреждения;
наличие типовых зданий и сооружений;
наличие специального оснащения и оборудования;
укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
полнота и качество выполнения процедур, необходимых для предоставления государственной услуги;
информационное сопровождение деятельности по предоставлению государственной услуги;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью по предоставлению государственной услуги, а также за соблюдением требований настоящего стандарта;
ответственность должностных лиц за качество предоставления государственной услуги.
2. Требования к качеству оказания государственной услуги
2.1. Учреждениями, предоставляющими государственную услугу, являются государственные специальные (коррекционные) школы-интернаты, школы, начальные школы - детские сады.
Получатели государственной услуги - несовершеннолетние граждане до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Государственная услуга предоставляется на бесплатной основе.
Расходы на предоставление государственной услуги осуществляются в соответствии с государственным заданием в пределах средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан.
2.2. Учреждение должно иметь регламентирующие его деятельность документы:
устав, утвержденный и зарегистрированный в соответствии с установленным порядком;
свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе;
лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) образовательным программам;
свидетельство о государственной аккредитации;
договор с государственным заказчиком;
типовые положения, локальные акты, регламентирующие процесс предоставления государственной услуги;
федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
должностные инструкции работников учреждения, инструкции по охране труда, иные инструкции;
эксплуатационные документы, используемые при предоставлении государственной услуги:
кадастровые (технические) паспорта на здания и используемое оборудование, сертификаты качества оборудования, инвентарные описи основных средств и другие;
заключения органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.
2.3. Учреждение обеспечивает приведение документов в соответствие с нормативными правовыми актами.
2.4. Учреждение и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенных зданиях и помещениях, которые доступны для населения, обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, оснащены телефонной связью, соответствуют требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической и антитеррористической безопасности.
2.5. Для осуществления образовательного процесса в учреждении должны быть:
учебные помещения (учебные кабинеты, кабинеты для практических занятий, лаборатории, мастерские);
помещения для коррекционных занятий;
помещения для занятия физической культурой и спортом;
библиотека;
помещения для организации быта и отдыха воспитанников;
помещение для питания (буфет, столовая);
медицинский пункт;
гардероб для верхней одежды;
санузлы.
Кабинеты, лаборатории, мастерские, помещения для коррекционных занятий оснащаются специальным оборудованием, аппаратурой, приборами и инструментами, которые должны быть безопасными, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество государственной услуги. Специальное оборудование, приборы и аппаратуру необходимо использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами и содержать в технически исправном состоянии. Каждый получатель государственной услуги обеспечивается исправной мебелью.
2.6. Комплектование учреждения работниками регламентируется штатным расписанием. Предоставление государственной услуги осуществляют руководящие и педагогические работники, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал.
Руководящие работники учреждения должны иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, которые необходимы для выполнения возложенных на них обязанностей.
К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года N 288.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Повышение квалификации педагогических работников проводится не реже одного раза в 5 лет путем обучения и (или) стажировки в учреждении, в высших учебных заведениях и иных организациях.
Медицинское обеспечение в учреждении осуществляют штатные медицинские работники, которые отвечают за охрану жизни и здоровья получателей государственной услуги.
Работникам необходимо иметь должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
В целях принятия необходимых мер по защите несовершеннолетних от любых форм насилия, включая сексуальное, оскорбления или злоупотребления, эксплуатации преподавателями и другими работниками учреждения, а также в случае отсутствия заботы с их стороны руководителю учреждения при осуществлении кадровой политики необходимо особое внимание уделять качественному подбору персонала. Рекомендуется отдавать предпочтение соискателям, имеющим соответствующее образование, опыт работы в данном виде учреждений либо по аналогичной специальности и обладающим физическим, психическим здоровьем и моральной устойчивостью.
2.7. Основным действием для предоставления государственной услуги является реализация специальных (коррекционных) образовательных программ в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Государственная услуга должна обеспечивать обучение, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые направляются в учреждение государственными органами, осуществляющими управление в сфере образования, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей) детей.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации получателей услуги, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида учреждения.
Содержание образования в учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей получателей государственной услуги, принимаемой и реализуемой учреждением самостоятельно.
Основанием для организации образовательного процесса в учреждении является наличие у потребителя государственной услуги путевки государственного заказчика в соответствующее учреждение, заявления родителей (законных представителей).
Организация образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются учреждением самостоятельно.
Учебный год начинается 1 сентября, оканчивается для обучающихся во II-X(XI) классах 31 мая, для обучающихся в I, IX(X), XI(XII) классах - 25 мая.
Не менее четырех раз в течение учебного года для получателей государственной услуги устанавливаются каникулы (осенние, зимние, весенние, летние), для обучающихся в первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы.
В учреждениях организуются основные виды учебных занятий, такие, как урок, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, самостоятельная работа, индивидуальные и групповые коррекционные занятия и другие виды.
Государственная (итоговая) аттестация получателей государственной услуги является обязательной и осуществляется после освоения специальной (коррекционной) образовательной программы в полном объеме.
Государственная (итоговая) аттестация в учреждении, имеющем государственную аккредитацию, осуществляется государственной аттестационной комиссией. Данное учреждение выдает выпускникам, освоившим соответствующую образовательную программу в полном объеме и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документ государственного образца об уровне образования или свидетельство об окончании учреждения, заверенные печатью учреждения.
2.8. До получателя государственной услуги должна быть доведена следующая информация:
наименование, местонахождение (адрес) учреждения;
дата государственной регистрации и наименование регистрационного органа;
режим работы, вид деятельности учреждения;
номера лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, сроки их действия;
правила и условия оказания государственной услуги.
В состав информации о государственной услуге должны быть включены:
перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;
характеристика государственной услуги;
наименования федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и настоящего стандарта;
сведения о качестве государственной услуги, условиях ее предоставления;
сведения о возможности влияния получателей государственной услуги на ее качество;
сведения о средствах коммуникации получателей государственной услуги с работниками учреждения;
сведения о возможности оценки качества услуги со стороны ее получателя;
правила и условия предоставления государственной услуги;
гарантийные обязательства учреждения.
Информация о предоставлении государственной услуги должна содержать указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу. Способ и порядок предоставления информации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Родителям (законным представителям) получателей государственной услуги должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также оценкой успеваемости детей.
2.9. Учреждению необходимо иметь документально оформленную внутреннюю (собственную) систему контроля за деятельностью подразделений и сотрудников в целях определения ее соответствия федеральным государственным образовательным стандартам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и настоящему стандарту, другим нормативным документам в области образования.
Система контроля должна охватывать этапы планирования, оформления результатов контроля, выработку и реализацию мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Текущий контроль за качеством оказания государственной услуги осуществляется путем проведения руководителем учреждения или его заместителями проверок соблюдения и исполнения работниками положений настоящего стандарта.
Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем или заместителем руководителя уполномоченного государственного органа, а также руководителем учреждения.
Внешнюю систему контроля предоставления государственной услуги осуществляют уполномоченные государственные органы путем проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок учреждения, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования.
Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения уполномоченных государственных органов по месту нахождения проверяемого учреждения.
Камеральные проверки проводятся путем изучения документов и сведений, представленных проверяемым учреждением.
Обжалование действий (бездействия) и решений, принятых в процессе предоставления государственной услуги, осуществляется в соответствии с законодательством.
Обращения и претензии государственного заказчика в адрес учреждения могут поступать по информационным системам общего пользования (факсу, электронной почте, Интернету), а также устно и письменно. Поступившие в адрес учреждения и государственного заказчика претензии и обращения рассматриваются при наличии указанного в них обратного адреса в течение 30 календарных дней, ответ заявителю направляется с указанием принятых мер.
Обращения в органы государственной власти подаются в соответствии с законодательством об обращениях граждан.
У учреждения должна быть книга жалоб и предложений с обеспечением свободного доступа к ней.
2.10. Руководитель учреждения несет ответственность за соблюдение настоящего стандарта, определяет полномочия и взаимодействие всех работников, осуществляет контроль за качеством предоставления государственной услуги.
2.11. Качество государственной услуги характеризуется:
полнотой ее предоставления в соответствии с установленными требованиями;
результативностью (эффективностью) предоставления услуги, оцениваемой различными методами (в том числе путем проведения опросов).
2.12. Оценка качества государственной услуги дается с учетом следующих критериев (индикаторов):
N п/п |
Индикаторы качества государственной услуги |
Нормативное значение |
1 |
Количество обоснованных претензий к качеству оказания государственной услуги, шт. |
0 |
2 |
Уровень успеваемости получателей государственной услуги, % |
100 |
3 |
Трудоустройство выпущенных из учреждения получателей государственной услуги, % |
100 |
4 |
Педагогические работники, являющиеся специалистами в области коррекционной педагогики, а также преподавателями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности учреждения, % |
100 |
5 |
Сертифицированность медицинских работников, % |
100 |
6 |
Обеспеченность учебной литературой, необходимой для реализации заявленных специальных (коррекционных) образовательных программ, % |
не менее 70 |
2.13. В целях получения данных о степени удовлетворенности получателей полнотой и качеством государственной услуги ежегодно проводится их опрос по указанной в приложении к настоящему стандарту форме. Результаты опроса используются для разработки и реализации мероприятий, направленных на повышение качества предоставления государственной услуги.
Приложение
к стандарту качества государственной услуги
по предоставлению образования детям
с ограниченными возможностями здоровья
в Республике Башкортостан
Опросный лист
мониторинга качества государственной услуги по предоставлению
образования детям с ограниченными возможностями здоровья
в Республике Башкортостан
Уважаемый выпускник! Вы окончили учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья. Просим Вас высказать мнение
о содержании и эффективности предоставленного Вам образования.
По каждому из предложенных вопросов выберите ответы, наиболее близкие
Вашей точке зрения, и обведите их порядковые номера.
Ваши оценки и предложения будут учтены при дальнейшей работе.
Благодарим за сотрудничество!
Анкета анонимная, фамилии указывать не нужно.
1. Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой справочной информации
о порядке предоставления образования?
1.1. Удовлетворен.
1.2. Не удовлетворен.
1.3. Затрудняюсь ответить.
2. Удовлетворены ли Вы сроками предоставления образования?
2.1. Удовлетворен.
2.2. Не удовлетворен.
2.3. Затрудняюсь ответить.
3. Удовлетворены ли Вы условиями размещения и режимом работы учреждения?
3.1. Удовлетворен.
3.2. Не удовлетворен.
3.3. Затрудняюсь ответить.
4. Соответствуют ли здания, сооружения, специальное оснащение
и оборудование учреждения требованиям, предъявляемым к качеству предоставления
образования?
4.1. Соответствуют.
4.2. Не соответствуют.
4.3. Затрудняюсь ответить.
5. Удовлетворены ли Вы компетентностью сотрудников учреждения
при предоставлении образования?
5.1. Удовлетворен.
5.2. Не удовлетворен.
5.3. Затрудняюсь ответить.
6. Удовлетворены ли Вы качеством процесса предоставления образования?
6.1. Удовлетворен.
6.2. Не удовлетворен.
6.3. Затрудняюсь ответить.
7. Удовлетворены ли Вы готовностью сотрудников учреждения дать
квалифицированную консультацию в процессе предоставления образования?
7.1. Удовлетворен.
7.2. Не удовлетворен.
7.3. Затрудняюсь ответить.
8. Удовлетворены ли Вы результатом предоставления образования?
8.1. Удовлетворен.
8.2. Не удовлетворен.
8.3. Затрудняюсь ответить.
9. Уроки (занятия) каких педагогов Вам понравились больше других?
_______________________________________________________________________________
10. Какие у Вас есть рекомендации образовательному учреждению
и Министерству образования Республики Башкортостан по улучшению качества
предоставления образования? ___________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2011 г. N 161 "Об утверждении стандарта качества государственной услуги по предоставлению в Республике Башкортостан образования детям с ограниченными возможностями здоровья"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 15 (357) от 2 августа 2011 г., ст. 1091 (без приложений)
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 июня 2018 г. N 291 настоящее постановление признано утратившим силу с 29 июня 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 апреля 2016 г. N 119
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 июня 2014 г. N 268