Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 19 августа 2013 года N 1033-р Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Программа).
2. Определить ответственным исполнителем Программы Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Первый заместитель |
Р.Х. Марданов |
Государственная Программа
"Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"
(утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 28 октября 2013 г. N 493)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Государственная Программа "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан" |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2011 года N 396 "О Концепции развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы" |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан |
Основной разработчик Программы |
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан |
Цели и задачи Программы |
Цели: повышение эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Башкортостан; совершенствование структуры государственной собственности Республики Башкортостан; обеспечение эффективных управления и распоряжения земельными ресурсами, развития процесса регулирования земельных отношений |
Задачи: повышение эффективности использования государственного имущества Республики Башкортостан; обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Республики Башкортостан; создание условий для обеспечения государственных гарантий защиты права государственной собственности Республики Башкортостан на объекты недвижимости; повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Башкортостан; оптимизация структуры государственного имущества Республики Башкортостан, в том числе путем продажи государственного имущества Республики Башкортостан, которое не обеспечивает выполнения государственных функций и полномочий; создание условий для обеспечения государственных гарантий защиты прав собственности на землю в Республике Башкортостан; повышение эффективности использования земельных ресурсов Республики Башкортостан; создание условий для осуществления эффективных управления и распоряжения земельными ресурсами Республики Башкортостан; реализация принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости; обеспечение потребности населения Республики Башкортостан в продовольствии и жилищном строительстве; формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения | |
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы |
Степень выполнения бюджетного задания по обеспечению поступлений в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования и продажи государственного имущества Республики Башкортостан и земельных участков; общая доходность объектов государственного нежилого фонда, находящихся в пользовании на праве аренды; количество действующих государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан (без учета находящихся в процедурах банкротства и ликвидации); количество действующих хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан (без учета находящихся в процедурах банкротства и ликвидации); доля общей площади земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земельного фонда Республики Башкортостан (без учета земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и невозможных к вовлечению в хозяйственный оборот); площадь земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан; общая доходность земельных участков на территории Республики Башкортостан, находящихся в пользовании на праве аренды |
Срок и этапы реализации Программы |
2013-2018 годы без деления на этапы |
Перечень подпрограмм |
1) "Повышение эффективности использования государственного имущества Республики Башкортостан"; 2) "Создание эффективной системы государственного и муниципального управления и распоряжения земельными ресурсами в Республике Башкортостан"; 3) республиканская целевая программа "Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" на 2013-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 марта 2013 года N 77; 4) "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"; а также в части программных мероприятий, исполнителем которых является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, следующие программы: 5) Республиканская целевая программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2009 года N 382 (с последующими изменениями); 6) республиканская целевая программа "Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкортостан на 2011-2013 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2011 года N 31 (с последующими изменениями) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет 2443,498 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 477,569 млн. рублей; 2014 год - 323,841 млн. рублей; 2015 год - 410,597 млн. рублей; 2016 год - 410,597 млн. рублей; 2017 год - 410,497 млн. рублей; 2018 год - 410,397 млн. рублей, из них средства: а) федерального бюджета - 95,000 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 23,800 млн. рублей; 2016 год - 23,800 млн. рублей; 2017 год - 23,700 млн. рублей; 2018 год - 23,700 млн. рублей; б) бюджета Республики Башкортостан - 2084,998 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 477,569 млн. рублей; 2014 год - 323,841 млн. рублей; 2015 год - 320,897 млн. рублей; 2016 год - 320,897 млн. рублей; 2017 год - 320,897 млн. рублей; 2018 год - 320,897 млн. рублей; в) внебюджетных источников - 263,500 млн. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 65,900 млн. рублей; 2016 год - 65,900 млн. рублей; 2017 год - 65,900 млн. рублей; 2018 год - 65,800 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: дальнейшее совершенствование законодательства Республики Башкортостан, регулирующего развитие земельных и имущественных отношений в республике; выполнение планового задания по поступлениям в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования и продажи государственного имущества и земельных участков; повышение доходности объектов нежилого фонда Республики Башкортостан; сохранение в государственной собственности Республики Башкортостан государственных унитарных предприятий, пакетов акций (долей участия) хозяйственных обществ, обеспечивающих стратегические интересы республики, экономическую безопасность, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан; совершенствование структуры государственного сектора экономики Республики Башкортостан; повышение эффективности использования земель, в том числе путем увеличения земель, находящихся в собственности юридических и физических лиц; обеспечение рационального использования и охраны земельных участков с учетом их целевого назначения; дальнейшее развитие автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости; обоснованные предоставление и изъятие земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, резервирование земельных участков и их консервация; развитие оборота земель сельскохозяйственного назначения; установление ограничений, обременений и сервитутов в использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения; повышение эффективности использования и охрана сельскохозяйственных угодий; увеличение поступлений земельных платежей в бюджет Республики Башкортостан и местные бюджеты; обеспечение перехода к единой системе управления земельными участками и государственным имуществом, при которой земельный участок и находящиеся на нем здания, строения, сооружения (в том числе имущественные комплексы) передаются в единстве; защита имущественных интересов Республики Башкортостан; актуализация и совершенствование информационной базы для формирования реестра земельных участков в целях комплексного градостроительного развития городских территорий. В результате реализации всех мероприятий Программы предполагается обеспечить: выполнение бюджетного задания по обеспечению поступлений в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования и продажи государственного имущества Республики Башкортостан и земельных участков не менее чем на 100%; увеличение общей доходности объектов государственного нежилого фонда, находящихся в пользовании на праве аренды, до 860 рублей за 1 кв. м; ежегодное плановое сокращение количества действующих государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан и хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан; рост доли общей площади земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот (предоставленных в аренду, в собственность физических и юридических лиц, постоянное бессрочное пользование), в общей площади земельного фонда Республики Башкортостан (без учета земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и невозможных к вовлечению в хозяйственный оборот) до 97,2%; обеспечение права государственной собственности Республики Башкортостан на земельные участки общей площадью 83 тыс. га; увеличение общей доходности земельных участков на территории Республики Башкортостан, находящихся в пользовании на праве аренды, до 24 копеек за 1 кв. м |
1. Характеристика текущего состояния сферы развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан и проблем, на решение которых направлена Программа
Неотъемлемой составляющей структурных преобразований экономики Республики Башкортостан является развитие земельных и имущественных отношений. Соответствующая деятельность направлена на последовательное претворение в жизнь Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, реализацию основных положений ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан, федеральных и республиканских нормативных правовых актов, Концепции развития земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2011 года N 396.
Несмотря на структурные преобразования экономики, Республика Башкортостан по-прежнему остается наиболее крупным собственником. По состоянию на 1 января 2013 года в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан зарегистрировано имущество суммарной остаточной стоимостью 88,7 млрд. рублей, в том числе 41674 объекта недвижимости. Из общей стоимости государственного имущества остаточная стоимость имущества казны Республики Башкортостан составляет 12,6 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что 81% объектов, зарегистрированных в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан, не является источником получения неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан согласно законодательству (это имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, оперативном управлении государственных учреждений, объекты, не завершенные строительством, жилищный фонд, а также объекты, находящиеся в безвозмездном пользовании).
Кроме того, развитие рынка недвижимости в Республике Башкортостан сопровождается сокращением площадей объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, вовлечением в экономический оборот различных категорий недвижимого имущества, увеличением количества новых собственников и предпринимательских структур, профессионально работающих с недвижимостью - риэлтерских, оценочных и консалтинговых фирм, страховых и кредитных организаций.
В соответствии с ежегодно утверждаемыми прогнозными планами (программами) приватизации, формируемыми на основе предложений республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, юридических и физических лиц, проводится отчуждение объектов государственного имущества Республики Башкортостан в целях исполнения плановых заданий по доходам от приватизации, осуществляется передача объектов в федеральную и муниципальную собственность.
Согласно Федеральному закону "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реализуются права субъектов малого и среднего предпринимательства на преимущественное приобретение арендуемых площадей, что приводит к сокращению общего количества объектов государственного имущества Республики Башкортостан, приносящих доход в виде арендных платежей.
Вместе с тем существуют проблемы в сфере управления объектами нежилого фонда, связанные с наличием большого количества объектов незавершенного строительства, не вовлеченных в оборот, а также с отсутствием в ряде случаев регистрации права Республики Башкортостан на принадлежащие ей объекты нежилого фонда и земельные участки под ними, что затрудняет распоряжение данным видом имущества.
В этой связи возникает необходимость разработки комплекса мероприятий по обеспечению сохранности государственного имущества Республики Башкортостан, повышению эффективности его использования.
Одной из ключевых функций государства является участие в деятельности хозяйствующих субъектов. По состоянию на 1 января 2013 года в государственной собственности Республики Башкортостан находятся 184 государственных унитарных предприятия, 50 казенных предприятий и пакеты акций (доли в уставном капитале) 90 хозяйственных обществ. Кроме того, в 10 обществах при отсутствии государственной доли за республикой закреплено специальное право ("золотая акция") на участие в управлении их деятельностью. Из общего числа в стадии ликвидации и различных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, находятся 15 государственных унитарных предприятий и 14 хозяйственных обществ.
Результаты деятельности вышеуказанных предприятий по итогам 2012 года характеризуются следующими показателями: являются рентабельными (получили чистую прибыль) - 128 государственных унитарных предприятий (69%) и 66 хозяйственных обществ (73%), являются нерентабельными (убыточными) - 25 государственных унитарных предприятий (13%) и 16 хозяйственных обществ (17%).
Консолидированный финансовый результат деятельности государственных унитарных предприятий за 2012 год характеризуется совокупной чистой прибылью в объеме 107,2 млн. рублей. В бюджет Республики Башкортостан за 2012 год перечислено доходов в виде отчислений части чистой прибыли на сумму 91,2 млн. рублей.
В отношении хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан такой результат оценивается совокупной чистой прибылью в объеме 14315,2 млн. рублей. Деятельность по управлению данным видом имущества обеспечила в 2012 году поступления в бюджет Республики Башкортостан дивидендов в размере 3015,2 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2013 года в Республике Башкортостан насчитывается 898 государственных учреждений, в том числе 96 автономных.
Данные, полученные в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, свидетельствуют, что определенная часть этого имущества используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).
Во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" разработаны нормативные правовые акты Республики Башкортостан, республиканских органов исполнительной власти, направленные на усиление контроля за деятельностью учреждений.
Анализ показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан, получаемых доходов от использования ими государственного имущества свидетельствует, что при значительных ежегодных бюджетных расходах, направленных на поддержку этих предприятий, колоссальном объеме имущества, переданного в их хозяйственное ведение, в государственной собственности Республики Башкортостан продолжают оставаться предприятия, у которых отсутствует реальная возможность повышения доходности без изменения формы собственности.
В этой связи руководством Российской Федерации и Республики Башкортостан поставлены задачи сокращения государственного имущества, не имеющего прямого отношения к осуществлению государственных функций, и активизации работ по приватизации такого имущества. В связи с этим внесены изменения в Закон Республики Башкортостан "О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан" в части расширения способов приватизации государственных унитарных предприятий путем преобразования их в общества с ограниченной ответственностью.
Для принятия согласованных решений по оптимизации структуры государственного сектора экономики в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 февраля 2011 года N 26 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 53) образована Межведомственная комиссия по реформированию государственного сектора экономики Республики Башкортостан. В 2012 году ею было проведено 2 заседания.
С учетом вынесенных решений в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Башкортостан на 2012 год включены дополнительно 10 хозяйственных обществ. Действие этого плана продлено на 2013 год согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 года N 450 "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Башкортостан на 2013 год" (с последующими изменениями).
Кроме того, внесены изменения в перечни стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ Республики Башкортостан, утвержденные Указом Президента Республики Башкортостан от 11 ноября 2003 года N УП-653 (с последующими изменениями), согласно которым в качестве стратегических определены 16 государственных унитарных предприятий и 12 открытых акционерных обществ.
Дальнейшее развитие государственного сектора экономики Республики Башкортостан предполагает активизацию процесса приватизации государственных унитарных предприятий путем их преобразования в открытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, а также приватизации пакетов акций (долей участия в уставном капитале), находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан и не имеющих стратегического значения для ее развития.
Экономические преобразования, происходящие в республике и затронувшие практически все сферы национальной экономики, безусловно, коснулись вопросов совершенствования земельных отношений, использования земельных ресурсов, включения их в хозяйственный оборот. В настоящее время осуществляются сделки с земельными участками, предусмотренные гражданским законодательством, в результате которых возникают либо прекращаются права собственности на земельные участки или доли в праве общей собственности на землю.
Согласно данным государственного доклада "О состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2012 году", земельный фонд Республики Башкортостан составляет 14294,7 тыс. га, из которых 11949,8 тыс. га (83,7%) - земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
В установленном порядке право собственности Российской Федерации зарегистрировано на земельные участки общей площадью 5686,5 тыс. га (преимущественно земли лесного фонда), право государственной собственности Республики Башкортостан - на 73,9 тыс. га, право муниципальной собственности - на 100,2 тыс. га. Не разграничены в соответствии с нормами законодательства земельные участки общей площадью 6089,2 тыс. га. В личной собственности граждан находятся 2336,9 тыс. га, в собственности юридических лиц - 8 тыс. га.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан осуществляет деятельность по выявлению земельных участков в целях государственной регистрации права государственной собственности Республики Башкортостан на эти участки. Одновременно обеспечивается методическое руководство по вопросам оформления органами местного самоуправления Республики Башкортостан права муниципальной собственности муниципальных образований Республики Башкортостан на земельные участки.
Одним из основных критериев эффективного управления земельными участками и их использования является получение доходов бюджетов различных уровней от аренды и продажи земли. По состоянию на 1 января 2013 года на территории Республики Башкортостан на праве аренды используются земельные участки общей площадью 2426,7 тыс. га (без учета земель, находящихся в государственной собственности Российской Федерации). В 2012 году в консолидированный бюджет Республики Башкортостан перечислено доходов от аренды земельных участков в размере 4798,0 млн. рублей, из них в бюджет Республики Башкортостан - 1195,9 млн. рублей, в местные бюджеты муниципальных образований Республики Башкортостан - 3602,1 млн. рублей.
В 2012 году произошло увеличение общей площади земельных участков, находящихся в собственности юридических лиц, на 37,9% и площади земель, находящихся в личной собственности граждан, на 0,7%. От реализации земельных участков в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2012 год перечислено доходов на общую сумму 771,2 млн. рублей: 101,4 млн. рублей - в бюджет Республики Башкортостан, 669,8 млн. рублей - в местные бюджеты.
Однако далеко не все участки земельного фонда республики могут быть объектом товарного, рыночного оборота, поскольку земля - еще и пространственная основа жизнедеятельности республики, ее территориальная граница, природный ресурс, звено в экосистеме. В связи с этим цели и задачи государственного управления земельными ресурсами, с одной стороны, должны способствовать максимальной реализации их экономического потенциала, с другой, - обеспечивать безопасность жизнедеятельности, социальную защиту, реализацию прав и свобод граждан.
В Республике Башкортостан осуществляется комплекс мер по реализации прав граждан на улучшение жилищных условий посредством предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 июня 2011 года N 738-р утвержден сводный перечень земель для комплексного освоения территорий и строительства социального жилья в Республике Башкортостан, государственная собственность на которые не разграничена, общей площадью 11830,24 га.
В 2011-2012 годах 6702 га земель были переведены в черту населенных пунктов республики. В целях оказания финансовой помощи муниципальным образованиям Республики Башкортостан распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 6 октября 2011 года N 1290-р выделено 67726 тыс. рублей в виде субсидий на проведение кадастровых работ при формировании земельных участков для их предоставления гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также ребенка-инвалида.
Принимая во внимание то, что площадь земель сельскохозяйственного назначения в общей структуре земельного фонда Республики Башкортостан составляет 7685,8 тыс. га (53,8%), разработка мероприятий по эффективному использованию данного актива приобретает особую актуальность.
По итогам бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения постановлениями администраций муниципальных районов Республики Башкортостан 2284,2 тыс. га таких земель были предоставлены 356359 гражданам в общую собственность, из них по состоянию на 1 января 2013 года 294477 человек (82,6% от общего числа) в установленном порядке зарегистрировали право личной собственности на земельные доли общей площадью 1887,0 тыс. га.
Эффективное управление земельно-имущественным комплексом республики неразрывно связано с решением вопросов автоматизации данного процесса. В настоящее время Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и его территориальные органы в указанных целях используют автоматизированную информационную систему "Имущество", которая представляет собой сложный программный продукт, выполненный по многоступенчатой технологии и требующий доработки.
С учетом современного состояния сферы земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан, результатов анализа состава государственного имущества Республики Башкортостан, а также необходимых институциональных основ определены первоочередные цели, задачи и мероприятия государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Программа). Ее реализация направлена на повышение эффективности использования государственного имущества и земельных ресурсов, совершенствование структуры государственного сектора экономики. Развитие данной сферы государственного управления базируется на соответствующем нормативном правовом обеспечении, мониторинге экономических показателей деятельности государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан, анализе рационального использования государственных активов.
Выполнение Программы позволит сохранить и эффективно использовать государственное имущество и земельные ресурсы в целях обеспечения государственных интересов Республики Башкортостан, улучшения инвестиционной привлекательности экономики, создания условий для удовлетворения потребностей общества.
2. Основные цели и задачи, срок, этапы, целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы
Основные цели Программы:
повышение эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Башкортостан;
совершенствование структуры государственной собственности Республики Башкортостан;
обеспечение эффективных управления и распоряжения земельными ресурсами, развития процесса регулирования земельных отношений.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
повышение эффективности использования государственного имущества Республики Башкортостан;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Республики Башкортостан;
создание условий для обеспечения государственных гарантий защиты прав государственной собственности Республики Башкортостан на объекты недвижимости;
повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Башкортостан;
оптимизация структуры государственного имущества Республики Башкортостан, в том числе путем продажи государственного имущества Республики Башкортостан, которое не обеспечивает выполнения государственных функций и полномочий;
создание условий для обеспечения государственных гарантий защиты прав собственности на землю в Республике Башкортостан;
повышение эффективности использования земельных ресурсов Республики Башкортостан;
создание условий для осуществления эффективных управления и распоряжения земельными ресурсами Республики Башкортостан;
реализация принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости;
обеспечение потребности населения Республики Башкортостан в продовольствии и жилищном строительстве;
формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Реализация Программы рассчитана на период с 2013 по 2018 год включительно без деления на этапы.
Основными целевыми индикаторами (показателями) эффективности реализации Программы являются следующие:
степень выполнения бюджетного задания по обеспечению поступлений в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования и продажи государственного имущества Республики Башкортостан и земельных участков;
общая доходность объектов государственного нежилого фонда, находящихся в пользовании на праве аренды;
количество действующих государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан (без учета находящихся в процедурах банкротства и ликвидации);
количество действующих хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан (без учета находящихся в процедурах банкротства и ликвидации);
доля общей площади земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земельного фонда Республики Башкортостан (без учета земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и невозможных к вовлечению в хозяйственный оборот);
площадь земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан;
общая доходность земельных участков на территории Республики Башкортостан, находящихся в пользовании на праве аренды.
3. Перечень подпрограмм
Мероприятия Программы представляют собой комплекс мер, направленных на дальнейшее развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан, в рамках реализации следующих подпрограмм:
"Повышение эффективности использования государственного имущества Республики Башкортостан";
республиканская целевая программа "Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" на 2013-2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 марта 2013 года N 77;
а также следующих программ в части мероприятий, исполнителем которых является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан:
Республиканская целевая программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 октября 2009 года N 382 (с последующими изменениями);
республиканская целевая программа "Профилактика терроризма и экстремизма в Республике Башкортостан на 2011-2013 годы" утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 8 февраля 2011 года N 31 (с последующими изменениями).#
4. План реализации Программы
План реализации Программы, включающий в себя перечень целей, задач и целевых индикаторов эффективности ее реализации, а также мероприятий, направленных на достижение программных целей и решение задач, с указанием объемов финансовых средств и их источников представлен в приложении N 1 к Программе.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
В соответствии с бюджетным законодательством финансирование Программы планируется за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Башкортостан, а также средств внебюджетных источников.
Финансирование Программы, входящих в ее состав подпрограмм и соответствующих республиканских целевых программ осуществляется через государственного заказчика Программы - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Средства из федерального бюджета будут выделяться согласно Соглашению о сотрудничестве между Правительством Республики Башкортостан и федеральным сетевым оператором в сфере навигационной деятельности открытым акционерным обществом "Навигационно-информационные системы" для реализации мероприятий республиканской целевой программы "Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 марта 2013 года N 77.
Кроме того, в рамках реализации указанной республиканской программы предполагается дополнительно привлечь более 250 млн. рублей из внебюджетных источников финансирования на основе организации конкурсов на реализацию мероприятий Программы на условиях софинансирования.
Общий объем финансирования Программы составляет 2443,498 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 477,569 млн. рублей;
2014 год - 323,841 млн. рублей;
2015 год - 410,597 млн. рублей;
2016 год - 410,597 млн. рублей;
2017 год - 410,497 млн. рублей;
2018 год - 410,397 млн. рублей, из них средства:
а) федерального бюджета - 95,000 млн. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 23,800 млн. рублей;
2016 год - 23,800 млн. рублей;
2017 год - 23,700 млн. рублей;
2018 год - 23,700 млн. рублей;
б) бюджета Республики Башкортостан - 2084,998 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 477,569 млн. рублей;
2014 год - 323,841 млн. рублей;
2015 год - 320,897 млн. рублей;
2016 год - 320,897 млн. рублей;
2017 год - 320,897 млн. рублей;
2018 год - 320,897 млн. рублей;
в) внебюджетных источников - 263,500 млн. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 65,900 млн. рублей;
2016 год - 65,900 млн. рублей;
2017 год - 65,900 млн. рублей;
2018 год - 65,800 млн. рублей.
6. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляет ее государственный заказчик - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Государственный заказчик Программы:
координирует деятельность исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативное правовое и методическое обеспечение;
осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств бюджета Республики Башкортостан для реализации Программы, взаимодействуя с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Республике Башкортостан и республиканскими органами исполнительной власти;
в установленном порядке обобщает и анализирует отчетность по реализации Программы и представляет информацию о ее выполнении в Правительство Республики Башкортостан, Агентство по территориальному развитию Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан;
ежегодно с учетом объема выделяемых финансовых средств уточняет целевые индикаторы (показатели) эффективности и план реализации Программы, состав исполнителей, затраты в разрезе мероприятий и источников финансирования, вносит при необходимости предложения о корректировке, продлении срока либо прекращении реализации Программы.
Исполнители отдельных мероприятий Программы определяются ее государственным заказчиком на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы и источники финансирования соответствующих программных мероприятий.
В ходе реализации Программы ее ответственный исполнитель обеспечивает рациональное использование выделенных средств бюджета Республики Башкортостан, соблюдение требований законодательства в сфере управления земельно-имущественным комплексом Республики Башкортостан.
Одним из важнейших факторов успешной реализации Программы является ее информационно-техническое обеспечение, основанное на формировании, совершенствовании и эффективном использовании автоматизированных информационных систем, баз данных, современных технических средств и информационных технологий в целях создания оптимальных условий для анализа текущего состояния сферы земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан, обеспечения выполнения программных мероприятий. Соответствующие работы осуществляют специализированные организации, привлекаемые согласно Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по итогам отчетного финансового года, а также в целом после завершения ее выполнения на основе соответствующей методики, которая приведена в приложении N 2 к Программе, а также анализа динамики количественных значений целевых индикаторов (показателей), отражающих по годам степень достижения запланированных результатов реализации Программы, в соответствии с приложением N 3 к ней.
8. Подпрограмма "Повышение эффективности использования государственного имущества Республики Башкортостан"
Цели подпрограммы:
повышение эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Башкортостан;
совершенствование структуры государственной собственности Республики Башкортостан.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
повышение эффективности использования государственного имущества Республики Башкортостан;
обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества Республики Башкортостан;
создание условий для обеспечения государственных гарантий защиты прав государственной собственности Республики Башкортостан на объекты недвижимости;
повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Башкортостан;
оптимизация структуры государственного имущества Республики Башкортостан, в том числе путем продажи государственного имущества Республики Башкортостан, которое не обеспечивает выполнения государственных функций и полномочий.
Подпрограмма направлена на соблюдение приоритета государства в регулировании имущественных отношений, прогнозировании потребности сохранения имущества в государственной собственности Республики Башкортостан, а также на осуществление участия республики в деятельности хозяйствующих субъектов.
В целях повышения эффективности использования недвижимого имущества предполагается дальнейшая реализация требований Федерального закона "О концессионных соглашениях", согласно которым заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения или пользования в отношении государственного имущества (в том числе в отношении закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), осуществляется по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. В ходе торгов появляется возможность увеличения ставок арендной платы и, соответственно, доходов бюджета Республики Башкортостан от сдачи в аренду государственного нежилого фонда.
Кроме того, существуют резервы увеличения арендных платежей за счет переоформления прав пользования объектами газового хозяйства, которые используются в настоящее время на праве безвозмездного пользования. При этом 75% от общего количества объектов газового хозяйства являются газопроводами. Но принятие решения по оформлению арендных отношений на указанное имущество неоднозначно, так как может вызвать повышение тарифных ставок и, как следствие этого, рост коммунальных платежей и нарушение социальной стабильности.
В настоящее время количество административных зданий, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан и предназначенных для размещения республиканских структур, финансируемых из бюджета Республики Башкортостан (республиканских органов исполнительной власти, государственных учреждений Республики Башкортостан), крайне недостаточно. Ряд указанных структур размещается в зданиях иных форм собственности (федеральной, муниципальной), при этом в отношении некоторых таких зданий имеются достаточные основания для признания их государственной собственностью Республики Башкортостан.
В этой связи в рамках подпрограммы предстоит провести мероприятия по признанию в судебном порядке права государственной собственности Республики Башкортостан на обозначенные объекты недвижимости и по истребованию их из чужого незаконного владения, а также осуществить претензионно-исковую деятельность в отношении недобросовестных пользователей.
В целях достоверного учета государственного имущества Республики Башкортостан и контроля за его использованием планируются совершенствование и модернизация информационно-технического оснащения процесса управления государственным имуществом, действующего программного обеспечения и степени его защиты.
Предполагается проведение инвентаризации и оперативных обследований государственного имущества Республики Башкортостан, мероприятий по обеспечению его надлежащего состояния и сохранности.
В рамках реализации подпрограммы планируется прекращение права оперативного управления на излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению государственное имущество, закрепленное за государственными бюджетными, автономными и казенными учреждениями Республики Башкортостан.
Принимая во внимание то, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, а согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, признание права государственной собственности Республики Башкортостан на объекты недвижимого имущества зависит от государственной регистрации данного права.
В целях недопущения незаконного выбытия объектов из состава государственной собственности Республики Башкортостан, вовлечения их в хозяйственный оборот необходимо обеспечить оформление технических и кадастровых паспортов на объекты нежилого фонда.
Предполагается осуществление комплекса мероприятий по сокращению участия Республики Башкортостан в деятельности различных хозяйствующих субъектов и государственных учреждений.
Выполнение функций по управлению данными предприятиями и обществами нацелено на оптимизацию их количественного и качественного состава, получение по итогам их деятельности доходов в бюджет Республики Башкортостан в виде налоговых и неналоговых поступлений.
Решение указанных задач требует комплексного подхода с учетом значимости хозяйствующих субъектов и государственных учреждений для обеспечения стратегических интересов и экономической безопасности Республики Башкортостан, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан.
Оптимизацию количественного состава вышеуказанных предприятий планируется осуществить путем приватизации, введения процедур банкротства и ликвидации, передачи в муниципальную собственность.
В связи с этим предстоит обеспечить формирование и выполнение ежегодно принимаемых прогнозных планов (программ) приватизации государственного имущества Республики Башкортостан.
Решение указанных задач должно осуществляться путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики региона, получения максимально возможных доходов бюджета Республики Башкортостан от продажи государственного имущества.
В целях разработки механизмов финансового оздоровления предприятий, недопущения фактов их преднамеренного банкротства активизирована деятельность Межведомственной комиссии Республики Башкортостан по повышению эффективности работы в области финансового оздоровления и банкротства, образованной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 9 июня 2011 года N 195 (с последующими изменениями). По предприятиям-банкротам сформированы рабочие комиссии, на заседаниях которых рассматриваются причины введения процедур банкротства, текущее финансовое положение дел на вышеуказанных предприятиях, а также возможность применения механизмов финансового оздоровления.
Кроме того, в целях обеспечения интересов республики, во исполнение решений Правительства Республики Башкортостан предполагается реализация мероприятий по приобретению в государственную собственность Республики Башкортостан имущества юридических и физических лиц, внесению государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Перечень основных мероприятий подпрограммы и затрат на ее выполнение приведен в приложении N 2 к Программе. В качестве ориентиров при расчете стоимости работ учитывались современное состояние системы управления недвижимостью, государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами с участием республики, плановые показатели ее дальнейшего развития.
Кроме того, в рамках реализации подпрограммы планируется финансирование работ по обеспечению деятельности Башкирского республиканского общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров.
9. Подпрограмма "Создание эффективной системы государственного и муниципального управления и распоряжения земельными ресурсами в Республике Башкортостан"
Одной из важнейших стратегических целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития Республики Башкортостан является обеспечение эффективных управления и распоряжения земельными ресурсами, развития процесса регулирования земельных отношений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
создание условий для обеспечения государственных гарантий защиты прав собственности на землю в Республике Башкортостан;
повышение эффективности использования земельных ресурсов Республики Башкортостан;
создание условий для осуществления эффективных управления и распоряжения земельными ресурсами Республики Башкортостан;
реализация принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости;
обеспечение потребности населения Республики Башкортостан в продовольствии и жилищном строительстве;
формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Основным гарантом защиты права собственности на землю является его государственная регистрация. Разграничение государственной собственности на землю проводится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В рамках подпрограммы планируется продолжить выполнение работ по разграничению земель и регистрации права государственной собственности Республики Башкортостан на земельные участки, в том числе:
находящиеся под прудами и обводненными карьерами на территориях двух и более муниципальных районов (городских округов) в границах Республики Башкортостан;
расположенные в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан и отнесенные к территориальной зоне рекреационного назначения, занятые городскими лесами;
занимаемые автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящимися к государственной собственности Республики Башкортостан.
Необходимо организовать и обеспечить эффективное использование и охрану земель республики. В этой связи планируется выполнение работ по обновлению планово-картографических материалов, а также материалов почвенного и геоботанического обследований. За годы земельной реформы все эти материалы утратили свою информативную ценность. Реализация подпрограммы в данном направлении предполагает выполнение следующих видов работ:
инвентаризация земельных участков категорий земель сельскохозяйственного назначения, запаса, промышленности, а также неразграниченных земельных участков в городском округе город Уфа Республики Башкортостан;
установление границ территориальных зон с особыми условиями использования территории;
описание местоположения и утверждение границ населенных пунктов с постановкой их на государственный кадастровый учет;
почвенное и геоботаническое обследование земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом итогов проведенных работ по бесплатному однократному предоставлению гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предстоит организовать на местах выполнение работ по выявлению земельных долей тех граждан, которые не зарегистрировали свое право на эти доли в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в течение трех лет. Такие земельные участки согласно Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" могут быть признаны невостребованными. В таком случае органы местного самоуправления Республики Башкортостан вправе в судебном порядке оформить право муниципальной собственности.
В рамках реализации подпрограммы планируется оказание методической помощи органам местного самоуправления Республики Башкортостан по изъятию указанных земельных участков для последующего их вовлечения в хозяйственный оборот в целях получения доходов.
Одной из задач в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами является повышение эффективности их использования. Согласно законодательству Российской Федерации использование земли является платным. Формы соответствующей платы - земельный налог (до введения в действие единого налога на недвижимость) и арендная плата. Определение размера указанных платежей осуществляется на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Наличие сведений об актуальной кадастровой стоимости земельных участков позволяет планировать бюджетные поступления в виде арендной платы за землю и земельного налога, а также способствует созданию механизмов, обеспечивающих проведение рациональной налоговой и инвестиционной политики, вовлечению земли в хозяйственно-экономический оборот, повышению эффективности управления земельными ресурсами и увеличению доходной части консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
Согласно законодательству Российской Федерации на территории Республики Башкортостан в 2011-2012 годах была проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения. Указанные работы выполнены в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (с изменениями, внесенными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 3), и Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 445.
По результатам выполненных работ отмечены увеличение кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в среднем по республике на 52% и значительное снижение такой стоимости в населенных пунктах Республики Башкортостан, что повлияло на общий объем поступлений доходов от аренды земельных участков в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в начале 2012 года.
В целях недопущения снижения арендных платежей Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан инициировано принятие постановления Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2012 года N 100 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 года N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена". Согласно этому нормативному правовому акту арендные ставки определяются с учетом кадастровой стоимости земель и вида разрешенного использования земельного участка, а в отношении земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земель, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе город Уфа Республики Башкортостан, полномочия по распоряжению которыми осуществляют Правительство Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, - с учетом кадастровой стоимости земель, вида разрешенного использования земельного участка, а также вида экономической деятельности арендатора, присвоенного Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Данные ставки, введенные в действие с 1 апреля 2012 года, позволили точно определить размер арендной платы за земельные участки, исключить коррупциогенный фактор при ее установлении, увеличить общий объем поступлений арендных платежей в консолидированный бюджет Республики Башкортостан в 2012 году.
Принимая во внимание установленную законодательством пятилетнюю периодичность проведения работ по актуализации кадастровой стоимости земель и предыдущие сроки ее осуществления, в рамках подпрограммы предполагаются выполнение соответствующих работ в отношении земель ряда категорий и обновление данных их кадастровой стоимости.
По состоянию на 1 января 2013 года в Республике Башкортостан действуют 121958 договоров аренды земельных участков, из них:
1123 - на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан;
36691 - на неразграниченные земли в границах городских округов Республики Башкортостан;
83559 - на земельные участки в границах поселений;
585 - на земельные участки, отнесенные к собственности муниципальных образований Республики Башкортостан.
Анализ показателей доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан от использования земельных участков выявил следующее:
увеличение неналоговых поступлений в виде арендной платы за земельные участки в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 658,8 млн. рублей (с 4139,2 млн. рублей до 4798,0 млн. рублей), несмотря на активизацию работ по выкупу занимаемых земельных участков и предоставлению земель под жилищное строительство;
увеличение налоговых поступлений в виде земельного налога в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 38,0 млн. рублей (с 1156,0 млн. рублей до 1194 млн. рублей).
При этом общая арендная доходность земельных участков в Республике Башкортостан составила в 2012 году 0,19 рубля за 1 кв. м (в 2011 году - 0,16 рубля за 1 кв. м), общая налоговая доходность земельных участков в Республике Башкортостан по итогам 2011 и 2012 годов - 0,05 рубля за 1 кв. м.
По итогам 2012 года отмечена активизация процесса выкупа юридическими и физическими лицами земельных участков. Это обусловлено завершением 1 июля 2012 года периода переоформления юридическими лицами, за исключением государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды либо приобретения в собственность. Религиозным организациям до истечения указанного периода времени также была предоставлена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования. В отношении земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные магистрали и другие сооружения (линейные объекты), период переоформления юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды либо приобретения в собственность истекает 1 января 2015 года.
Одним из приоритетных направлений в сфере управления земельными ресурсами Республики Башкортостан является обеспечение социальных гарантий граждан на улучшение жилищных условий путем приобретения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Механизм предоставления таких участков определен Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Этим же законом установлены категории граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в том числе граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей либо ребенка-инвалида.
В рамках реализации данных гарантий в 2011 году был разработан порядок предоставления и расходования межбюджетных трансфертов на проведение кадастровых работ по межеванию земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей либо ребенка-инвалида.
Необходимо отметить, что площадь имеющихся земель, на которых возможно индивидуальное жилищное строительство в селах, районных центрах и городах республики, не позволяет реализовать в полной мере соответствующие федеральную и республиканскую целевые программы. Выходом из создавшейся ситуации является расширение границ населенных пунктов в рамках норм законодательства.
Процедура расширения черты населенных пунктов регламентирована Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которому расширение черты населенного пункта при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов возможно, если земельный участок поставлен на кадастровый учет. В результате возникает необходимость финансирования работ по изготовлению кадастровых паспортов кадастровыми инженерами.
С учетом изложенного в целях обеспечения прав граждан на улучшение жилищных условий планируется рассмотреть возможность выделения из бюджета Республики Башкортостан администрациям муниципальных районов Республики Башкортостан средств, чтобы провести кадастровые работы по межеванию земельных участков для их последующего предоставления гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей либо ребенка-инвалида.
Решение вопросов в сферах повышения эффективности управления земельными ресурсами, обеспечения информационного наполнения реестров государственного имущества Республики Башкортостан и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, а также государственного кадастра недвижимости предусматривает проведение мероприятий по разработке новых модулей автоматизированных систем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и его территориальных органов, по доработке действующих модулей и их сопровождению, в том числе:
оснащение рабочих мест специалистов министерства и его территориальных органов современной компьютерной техникой и программным обеспечением;
создание единой информационной базы министерства и его территориальных органов;
обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
Оснащение современными компьютерным, периферийным и коммуникационным оборудованием, а также лицензионным программным обеспечением, создание и обновление баз данных в соответствии с новыми задачами позволяют вывести управление недвижимостью и земельными ресурсами на качественно новый уровень, повысить оперативность принятия управленческих решений и эффективность использования земельных ресурсов, и иной недвижимости.
Актуальность выполнения указанных работ повышается в связи с соблюдением принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, предстоящим переходом на единый налог на недвижимость.
Реализация подпрограммных мероприятий в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами позволит сформировать полноценные договорные отношения с землепользователями, защитить интересы Республики Башкортостан и ее муниципальных образований при решении вопросов распоряжения земельными ресурсами, осуществить регистрацию права государственной собственности Республики Башкортостан на землю, повысить доходность земельных участков и эффективность их использования.
Основной объем мероприятий подпрограммы предусматривает привлечение специализированных подрядных организаций, которые будут определены на конкурсной основе согласно Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В рамках Республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" на 2003-2012 годы, одобренной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 30 января 2003 года N 34 (с последующими изменениями), создана система государственного кадастра недвижимости на территории республики, проделаны работы по кадастровой оценке земель всех категорий и дальнейшей ее актуализации.
Кроме того, осуществлены мероприятия по формированию единого координатного пространства на территории региона, созданию цифровой картографической основы государственного кадастра недвижимости в виде цифровых ортофотопланов масштаба 1:10000 на всю территорию республики и масштаба 1:2000 на земли населенных пунктов в 49 муниципальных районах Республики Башкортостан, создана опорно-межевая сеть.
Указанные мероприятия стали начальным этапом формирования инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан, фундаментом для выполнения республиканской целевой программы "Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации на территории Республики Башкортостан" на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 марта 2013 года N 77.
10. Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"
Подпрограмма направлена на обеспечение условий для реализации Программы и отражает расходы бюджета Республики Башкортостан на содержание центрального аппарата Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и его территориальных органов. Данные расходы не могут быть функционально разделены по мероприятиям соответствующих республиканских целевых программ и подпрограмм.
Приложение N 1
"Развитие земельных
и имущественных отношений
в Республике Башкортостан"
План
реализации государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан"
Приложение N 2
"Развитие земельных
и имущественных отношений
в Республике Башкортостан"
Методика
оценки эффективности реализации государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"
Оценка эффективности реализации государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан" (далее - Программа) осуществляется в целях достижения оптимального соотношения результатов ее реализации и связанных с этим затрат, а также соблюдения основных принципов бюджетной системы Республики Башкортостан: эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Указанная оценка проводится на предмет результативности, социальной значимости и бюджетной эффективности реализации Программы. Результаты оценки позволяют установить степень достижения целей и решения задач, определить необходимость их корректировки, а также плана реализации Программы.
Учитывая, что затраты по мероприятиям Программы и индикаторы достижения ее целей и решения задач планируются на год, эффективность реализации Программы оценивается по итогам отчетного финансового года, а также в целом после завершения ее выполнения на основе сравнительного анализа фактически достигнутых значений целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы с их плановыми значениями.
Эффективность реализации Программы оценивается по следующим критериям:
- соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Башкортостан;
- соответствие целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы ее целям и задачам;
- финансовое обеспечение Программы;
- организация управления Программой и контроля за ходом ее выполнения;
- соответствие мероприятий Программы ее целям и задачам;
- достижение целей Программы и степень выполнения ее мероприятий.
Оценка по комплексному критерию (Ki) рассчитывается путем суммирования оценок по входящим в его состав первичным критериям (ki):
,
где:
,
где:
- весовой коэффициент первичного критерия;
- система балльных оценок первичного критерия.
Оценка эффективности реализации Программы в части соответствия ее системе приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Башкортостан () осуществляется на основе анализа результатов выполненных программных мероприятий с учетом их влияния на решение приоритетных задач социально-экономического развития Республики Башкортостан. Весовой коэффициент критерия
Одним из указанных критериев является соответствие целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы ее целям и задачам (). Весовой коэффициент критерия . С учетом ежегодного уточнения основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Башкортостан планируется обеспечить в случае необходимости своевременную корректировку целей, задач, мероприятий и целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы. При этом ключевым направлением является обеспечение поступлений в консолидированный бюджет Республики Башкортостан максимально возможных доходов с учетом соблюдения баланса интересов государства, бизнес-сообщества и населения, обеспечения выполнения социальных обязательств.
Оценка бюджетной эффективности реализации Программы будет осуществляться по итогам отчетного финансового года путем сопоставления объема доходов от использования и продажи государственного и муниципального имущества Республики Башкортостан и земельных участков, перечисленных в консолидированный бюджет Республики Башкортостан, с объемом затрат на реализацию Программы.
Эффективность реализации Программы в части ее финансового обеспечения () будет оцениваться по результатам анализа объема бюджетных средств, фактически израсходованного на реализацию Программы, в сравнении с плановым, целевого и эффективного использования этих средств. Весовой коэффициент критерия .
Учитывая, что организация управления Программой и контроля за ходом ее выполнения () является неотъемлемым условием успешной реализации Программы, ее эффективность по данному комплексному критерию будет оцениваться с учетом полноты охвата муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан программными мероприятиями, наличия контроля за их ходом, рационального и экономного расходования бюджетных средств, обеспечения своевременного и качественного представления отчетных данных. Весовой коэффициент критерия .
Другим немаловажным комплексным критерием оценки эффективности реализации Программы является обеспечение соответствия ее целям и задачам программных мероприятий (), который позволяет определить возможность решения проблем, заявленных в Программе, с помощью выполнения ее мероприятий, установить их достаточность для достижения программных целей. Весовой коэффициент критерия .
Последним комплексным критерием оценки эффективности реализации Программы является достижение ее целей и анализ степени выполнения программных мероприятий (). Весовой коэффициент критерия . Эффективность реализации Программы по указанному критерию будет оцениваться по результатам анализа фактически достигнутых в отчетном периоде количественных значений целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы по сравнению с их плановыми значениями с учетом степени выполнения программных мероприятий.
Степень соответствия достигнутых в отчетном периоде количественных значений целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации Программы их плановым значениям определяется двумя способами:
1) в отношении целевого индикатора (показателя), большее значение которого отражает большую эффективность реализации Программы, - по формуле:
.
- уровень соответствия количественного значения целевого индикатора (показателя), фактически достигнутого в отчетном году, его плановому значению, определенному Программой;
- фактически достигнутое годовое количественное значение i-го целевого индикатора (показателя);
- плановое годовое количественное значение i-го целевого индикатора (показателя);
2) в отношении целевого индикатора (показателя), большее значение которого отражает меньшую эффективность реализации Программы, - по формуле:
.
Значение индикатора (показателя) эффективности реализации Программы "Степень выполнения ежегодного бюджетного задания по обеспечению поступлений в бюджет Республики Башкортостан доходов от использования и продажи государственного имущества Республики Башкортостан и земельных участков" определяется путем сравнения общего объема фактически обеспеченных доходов в бюджет Республики Башкортостан с запланированным объемом. Плановый объем поступлений устанавливается Законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.
Показатель "Общая доходность объектов государственного нежилого фонда, находящихся в пользовании на праве аренды" является усредненным и определяется как соотношение объема доходов, полученных от сдачи в аренду государственного имущества, и площади указанного имущества на основе информации Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Принимая во внимание то, что согласно законодательству 81% объектов, зарегистрированных в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан, не является источником получения неналоговых доходов бюджета Республики Башкортостан и используется для обеспечения государственных функций, а также учитывая содержание и результаты проведения мероприятий по передаче государственного имущества в федеральную и муниципальную собственность, приватизации объектов нежилого фонда, в том числе путем реализации прав субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемых коммерчески привлекательных помещений, возможна корректировка плановых значений данного показателя.
Плановые значения показателей "Количество действующих государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан (без учета находящихся в процедурах банкротства и ликвидации)" и "Количество действующих хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан (без учета находящихся в процедурах банкротства и ликвидации)" будут корректироваться с учетом реализации прогнозных планов (программ) приватизации государственного имущества Республики Башкортостан на основе совместно принятых с соответствующими республиканскими органами исполнительной власти решений по реформированию государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан и хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан, а также с учетом объема средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на приватизацию и ликвидацию указанных организаций. Количественные значения этих показателей будут меняться по мере завершения процедур приватизации, ликвидации и банкротства государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан и хозяйственных обществ с участием Республики Башкортостан.
Плановые значения показателя "Доля общей площади земельных участков, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земельного фонда Республики Башкортостан (без учета земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и невозможных к вовлечению в хозяйственный оборот)" прогнозируются на основе данных ежегодного государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и его территориальных органов, администраций муниципальных районов Иглинский, Уфимский районы Республики Башкортостан, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Этот показатель отражает удельный вес общей площади земельных участков, находящихся в частной собственности юридических и физических лиц, в пользовании юридических и физических лиц на правах аренды и постоянного (бессрочного) пользования, в общей площади земельного фонда Республики Башкортостан, возможного к вовлечению в хозяйственный оборот.
При расчете данного показателя из общей площади земельного фонда Республики Башкортостан исключается площадь земельных участков, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, принятие решений по управлению и распоряжению которыми не входит в компетенцию республиканских органов исполнительной власти, а также исключается общая площадь земельных участков, невозможных к вовлечению в хозяйственный оборот: нарушенных земельных участков (не пригодных для сельхозпроизводства - почвенный покров разрушен или уничтожен водной и ветровой эрозией, загрязнен нефтяными и химическими отходами); болот; земельных участков под водой; прочих земель (овраги, балки); пастбищ, используемых для выпаса скота населением (земли общего пользования); земельных участков, покрытых древесно-кустарниковой растительностью (леса и кустарники бывших колхозов, полезащитные лесополосы).
Плановые значения показателя "Площадь земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан" прогнозируются с учетом результатов выполнения программных мероприятий по инвентаризации земель различных категорий, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, проведения кадастровых работ в целях разграничения и государственной регистрации права государственной собственности Республики Башкортостан на земельные участки, реализации земельных участков и изменения уровня собственности.
Плановые значения показателя "Общая доходность земельных участков на территории Республики Башкортостан, находящихся в пользовании на праве аренды" определяются на основе информации Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан и данных ежегодного государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан.
С учетом полученных оценок по комплексным критериям () и их весовых коэффициентов () определяется интегральный (итоговый) показатель рейтинга эффективности реализации Программы (), который рассчитывается по следующей формуле:
.
Рассчитанное значение интегрального (итогового) показателя рейтинга эффективности реализации Программы () сопоставляется с качественной шкалой, приведенной в следующей таблице:
Шкала интегрального (итогового) показателя рейтинга эффективности реализации Программы
Численное значение интегрального (итогового) показателя рейтинга (R), баллы |
Качественная характеристика эффективности реализации Программы |
эффективность реализации Программы высокая |
|
эффективность реализации Программы умеренная |
|
эффективность реализации Программы удовлетворительная |
|
неэффективная реализация Программы |
Приложение N 3
"Развитие земельных
и имущественных отношений
в Республике Башкортостан"
Оценка
эффективности реализации государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 октября 2013 г. N 493 "Об утверждении государственной программы "Развитие земельных и имущественных отношений в Республике Башкортостан"
Текст постановления размещен на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан в Internet (www.npa.bashkortostan.ru) 30 октября 2013 г., опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 32 (434) от 12 ноября 2013 г., ст. 1388
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 ноября 2020 г. N 692
Изменения вступают в силу с 9 ноября 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 июля 2020 г. N 445
Изменения вступают в силу с 23 июля 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 апреля 2020 г. N 208
Изменения вступают в силу с 6 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2019 г. N 795
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 декабря 2019 г. N 732
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2019 г. N 340
Изменения вступают в силу с 11 июня 2019 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 мая 2019 г. N 282
Изменения вступают в силу с 14 мая 2019 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 г. N 633
Изменения вступают в силу с 24 декабря 2018 г. Подпункты "а" и "в" пункта 3, подпункты "а" и "в" пункта 4 и пункт 6 изменений в части наименований целей и задач вступают в силу с 15 апреля 2019 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 ноября 2018 г. N 540
Изменения вступают в силу с 14 ноября 2018 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 9 июля 2018 г. N 316
Изменения вступают в силу с 9 июля 2018 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 4 мая 2018 г. N 196
Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 июня 2017 г. N 275
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. N 244
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 апреля 2016 г. N 133
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 октября 2015 г. N 429
Приложение N 1 названного постановления вступает в силу с 1 января 2017 г.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. N 244 названные изменения исключены
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2015 г. N 97
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014 г. N 674
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 4 сентября 2014 г. N 418