Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 8583/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 по делу N A56-43332/2005, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Гречанников В.Е., Иванушенкова И.В., Мерцалова С.С., Салихов Н.С.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу - Мустафаев Т.Р., Шубутинский А.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району города Санкт-Петербурга (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу; далее - инспекция) проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 год, представленной 27.06.2005 открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - общество).
В ходе проверки инспекцией установлено, что общество не учитывало суммы ежемесячной региональной надбавки, начисленной и выплаченной его сотрудникам в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, а также Московской и Ленинградской областях на основании внутреннего (локального) нормативного документа - указания начальника Октябрьской железной дороги от 28.10.2003 N Н-34/у, изданного во исполнение Концепции организации оплаты труда на железнодорожном транспорте на период 2002-2003 годов, утвержденной распоряжением Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17.04.2002 N 177р.
По мнению инспекции, названные выплаты соответствуют критериям, установленным статьями 252 и 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), являются составной частью оплаты труда работников, а потому должны включаться в расходы на оплату труда, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и учитываться при определении налоговой базы, облагаемой единым социальным налогом.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 07.09.2005 N 1070 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде взыскания 2 878 708 рублей штрафа за неполную уплату единого социального налога за 2004 год. Кроме того, обществу доначислен 14 407 041 рубль этого налога и начислено 1 230 945 рублей 72 копейки пеней.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 обществу в удовлетворении требования отказано.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 18.12.2006 решение суда первой инстанций оставил без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.03.2007 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
Суды исходили из того, что выплачиваемая работникам общества региональная надбавка в соответствии со статьей 255 Кодекса относится к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль. Поэтому в силу пункта 3 статьи 236 Кодекса налогоплательщик (общество) не имел права не включать указанные выплаты в налоговую базу по единому социальному налогу.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 236 Кодекса выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Выплаты в виде региональной надбавки установлены обществом с целью выравнивания размеров оплаты труда работников общества с работниками, занятыми на промышленных предприятиях регионов с высокой стоимостью жизни: Москвы и Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. Цель выплат - способствование максимальному сокращению отставания заработной платы работников общества от роста потребительских цен в отдельных регионах.
Исходя из пункта 25 статьи 270 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции указал, что региональная надбавка не относится к компенсациям, предусмотренным статьей 238 Кодекса, и поэтому не может быть исключена из налоговой базы по единому социальному налогу. Между тем в налоговую базу по данному налогу не включаются не только компенсации, названные в статье 238 Кодекса, но и те компенсации, которые в соответствии с пунктом 25 статьи 270 Кодекса не включаются в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
Таким образом, ежемесячная региональная надбавка, начисленная и выплаченная работникам общества, на основании его внутреннего нормативного документа, не является выплатой, относимой к расходам на оплату труда согласно статье 255 Кодекса и подлежащей обложению единым социальным налогом.
При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2006 по делу N А56-43332/2005, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2007 по тому же делу отменить.
Требование открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по городу Санкт-Петербургу от 07.09.2005 N 1070 о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 2 878 708 рублей штрафа за неполную уплату единого социального налога за 2004 год, доначислении 14 407 041 рубля данного налога и начислении 1 230 945 рублей 72 копеек пеней признать недействительным.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для обращения организации в суд послужил факт доначисления налоговым органом ЕСН на сумму региональной надбавки к заработной плате работников, выплачиваемой работодателем на основании локального нормативного акта в целях выравнивания уровня зарплат работников.
Президиум ВАС РФ признал ошибочность выводов нижестоящих судов о правомерности действий налогового органа и пояснил следующее. В соответствии с НК РФ выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, не признаются объектом обложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Как отметил Президиум, не все выплаты, связанные с оплатой труда, могут быть отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В силу ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
По материалам дела выплаты в виде региональной надбавки были установлены работодателем в целях выравнивания размеров оплаты труда работников, занятых на промышленных предприятиях отдельных регионов с высокой стоимостью жизни. Ни нормами законодательства РФ, ни коллективным договором, ни трудовыми договорами обязанность выплат данной надбавки не предусмотрена. Указанная надбавка была установлена внутренним локальным нормативным актом организации.
Таким образом, ежемесячная региональная надбавка, начисленная и выплаченная работникам налогоплательщика, на основании внутреннего нормативного документа, не является выплатой, относимой к расходам на оплату труда, и не облагается ЕСН.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 8583/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 3