Постановление Президиума Московского городского суда от 23 августа 2007 г. по делу N 44г-580
Судья 1-ой инстанции: Серкина Н.Е.
Президиум Московского городского суда в составе:
Председателя Президиума: Егоровой О.А.
и членов Президиума: Тарасова В.Ф., Дмитриева А.Н., Колышницыной Е.Н., Васильевой Н.А, Курциньш С.Э.
с участием Зам. прокурора г. Москвы Росинского В.В.
рассмотрел в заседании по докладу судьи Клюевой А.И. истребованное по надзорной жалобе представителя О. - Б. по доверенности дело по иску О. к Управлению социальной защиты населения района "Чертаново Южное" г. Москвы о перерасчете сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, об индексации сумм возмещения вреда, взыскании задолженности, установил:
О. обратился в суд с иском к УСЗН района "Чертаново Южное" г. Москвы о перерасчете сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, об индексации сумм возмещения вреда, взыскании задолженности. В обосновании своих требований указал, что является инвалидом 2 группы в связи с увечьем, полученным вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Считает, что размер возмещения вреда, причиненного здоровью, определен ответчиком неправильно. Истец просил обязать ответчика произвести выплаты сумм возмещения вреда, исходя из среднемесячной заработной платы за 12 месяцев работы, предшествующих увечью, то есть за период с 1 июля 1986 года по 28 июня 1987 года, применив к сумме заработка повышающие коэффициенты, проиндексировать сумму возмещения вреда с учетом повышения минимального размера оплаты труда и с последующими установленными законом коэффициентами, а также взыскать задолженность по указанным суммам.
Ответчик иск не признал.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 22 июля 2004 года в удовлетворении иска отказано.
Определением Чертановского районного суда г. Москвы от 23 июня 2006 года решение Чертановского районного суда г. Москвы от 22 июля 2004 года отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2006 года исковые требования О. удовлетворены частично. С Управления социальной защиты населения района "Чертаново Южное" г. Москвы в пользу О. взыскана недоплата суммы возмещения вреда здоровью за период с 24 марта 2001 года по 30 сентября 2006 года в размере 30884 руб. 73 коп. На УСЗН района "Чертаново Южное" г. Москвы возложена обязанность установить и выплачивать О. с 1 октября 2006 года ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по 4703 руб. 93 коп. с последующей предусмотренной законом индексацией. В остальной части иска отказано.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В надзорной жалобе представитель О. - Б. по доверенности просит решение суда от 19.09.2006 г. в части отказа в применении повышающего коэффициента "6" при исчислении сумм возмещения вреда изменить и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 7 июня 2007 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 13 июля 2007 года дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Московскою городского суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и определения суда о возбуждении надзорного производства, выслушав представителя истца Б. по доверенности, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда от 19.09.2006 г. подлежит отмене в части, Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в надзорной жалобе, обоснованными, а решение Чертановского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2006 года в части отказа в применении повышающею коэффициента "6" при исчислении сумм возмещения вреда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменении судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе заявитель указывает, что судом при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения норм материального права.
Как усматривается из материалов дела, О. является инвалидом 2 группы в связи с увечьем, полученным вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Размер возмещения вреда здоровью определен из расчета среднего заработка за период с 1 августа 1998 года по 31 июля 1999 года согласно представленной истцом справке.
Принимая решение по делу, суд исходил из того, что сумма возмещения вреда истцу назначена исходя из представленной им справки о заработке, с требованием о расчете суммы возмещения вреда, исходя из среднемесячной заработной платы за 12 месяцев работы, предшествующих увечью, О. в отдел социальной защиты населения не обращался, других документов о заработке не предоставлял, индексация сумм заработка осуществлялась в порядке установленном законодательством для увеличения пенсии. При этом суд указал, что применение коэффициента "6" для увеличения заработка в связи с повышением стоимости жизни видится незаконным, поскольку данный коэффициент применяется для увеличения заработка по увечьям, иным повреждениям здоровья, имевшим место до 2 марта 1996 года, а истцу инвалидность установлена 8 декабря 2000 года, то есть после 2 марта 1996 года.
Однако, с данным выводом суда согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального Закона РФ от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) возмещение вреда гарантируется выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 6 января 2000 года регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (c изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ).
С 6 января 2000 года названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ), которым предусмотрен порядок возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и в статье 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, был закреплен единый принцип определения периода для подсчета среднего месячного заработка потерпевшего, из которого исчисляется размер возмещения. По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
Исходя из названных норм право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду. Учитывая это, суд при разрешении спора был не вправе по требованию ответчика либо по своей инициативе вопреки воле инвалида исчислить средний месячный заработок за двенадцать месяцев перед установлением инвалидности.
В связи с повышением стоимости жизни индексация сумм заработной платы для исчисления ежемесячной выплаты в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы производилась с учетом коэффициентов, установленных абзацем 1 п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей".
Согласно абзаца 2 п. 2 данного Постановления суммы заработка, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2, увеличиваются в шесть раз по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 г.
По мнению О., согласно представленного им расчета, сумма возмещения вреда, рассчитанная исходя из среднемесячной заработной платы за 12 месяцев работы, предшествующих увечью и проиндексированная в установленном законом порядке, в частности, с применением коэффициента "6" будет выше, чем та, которая ему установлена решением суда.
При таких данных решение суда от 19.09.2006 г. нельзя признать законным в части отказа в применении повышающего коэффициента "6" при исчислении сумм возмещения вреда, в связи с чем оно подлежит отмене в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, Президиум Московского городского суда постановил:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2006 года в части отказа в применении повышающего коэффициента "6" при исчислении сумм возмещения вреда - отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, в остальной части решение Чертановского районного суда г. Москвы от 19 сентября 2006 года - оставить без изменения.
Председатель Президиума |
О.А. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Московского городского суда от 23 августа 2007 г. по делу N 44г-580
Текст постановления официально опубликован не был