Постановление Президиума Московского городского суда от 19 июля 2007 г. по делу N 44г-484
Президиум Московского городского суда в составе:
председателя Президиума Паршина А.И.
и членов Президиума: Тарасова В.Ф., Бирюковой Е.Т., Дмитриева А.Н., Курциньш С.Э.,
рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Московского городского суда Мироновой А.Н. истребованное по надзорной жалобе Ф. гражданское дело по иску Ф. к Е. ПВС ОВД Чертаново-Северное" о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, установил:
Ф. обратился в суд с указанным иском, сославшись на то, что на основании соглашения о расторжении договора дарения квартиры от 5 сентября 2005 г. к нему перешло право собственности на квартиру по адресу: г. Москва, Симферопольский бульвар, 29-3-47, однако в квартире зарегистрирована бывшая жена его отца - Е., право пользования жилой площадью которой, как члена семьи бывшего собственника, прекратилось при переходе к истцу права собственности на квартиру согласно п. 2 ст. 292 ГК РФ.
Ответчица иск не признала.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2005 г. в иске отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2006 г. решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Ф. просит состоявшиеся судебные постановления отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2007 г. дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Московского городского суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Московского городского суда находит, что состоявшиеся судебные постановления подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе заявитель указывает, что судом при рассмотрении дела было допущено существенное нарушение норм материального права, выразившееся, по его мнению, в следующем.
Разрешая дело и отказывая в иске, суд исходил из того, что вступившим в законную силу решением того же суда от 15 августа 2005 г. Ф. (прежнему собственнику квартиры) отказано в иске к Е. о прекращении права пользования квартирой, о которой возник спор, и за Е. признано право пользования этой квартирой. Изменение собственника, по мнению суда первой инстанции, не может являться основанием для признания ответчицы прекратившей право пользования жилым помещением.
В соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 213-ФЗ) переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
В надзорной жалобе Ф. утверждает, что судом дано неправильное толкование названной нормы материального права, поскольку он, являясь новым собственником квартиры, вправе прекратить право Е., которая являлась членом семьи бывшего собственника - Ф., пользоваться жилым помещением.
6 октября 2005 г. истцом получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру 47, выданное на основании соглашения о расторжении договора дарения квартиры от 5 сентября 2005 г., которое недействительным не признано, поэтому заявитель считает, что вывод суда о сохранении за ответчицей права пользования жилым помещением является неправильным.
Ссылка суда на преюдициальное значение решения Чертановского районного суда г. Москвы от 15 августа 2005 г., которым Ф. отказано в иске к Е. о прекращении права пользования квартирой, о которой возник спор, и за Е. признано право пользования этой квартирой, является ошибочной, поскольку согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Между тем, Ф. в рассмотрении данного дела не участвовал.
Кроме того, установленные этим решением правоотношения Ф. и Е. прекратились в связи с расторжением договора дарения квартиры от 5 сентября 2005 г. и не могут распространяться на правоотношения Ф. и Е., которые регулируются положениями п. 2 ст. 292 ГК РФ, предусматривающими прекращение права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу.
Ссылка суда на то, что в данном случае со стороны истца имеет место злоупотребление правом с целью любым способом лишить ответчицу права пользования квартирой, о которой возник спор, в нарушение п. 4 ст. 198 ГПК РФ доказательствами не подтверждена.
Поскольку решение судом постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, решение суда первом инстанции нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
Подлежит также отмене определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2006 года, поскольку при наличии оснований к отмене решения суда первой инстанции оно было оставлено судебной коллегией без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Президиум Московского городского суда постановил:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2005 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2006 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в Чертановский районный суд г. Москвы.
Председатель Президиума |
А.И. Паршин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Московского городского суда от 19 июля 2007 г. по делу N 44г-484
Текст постановления официально опубликован не был