14 февраля, 17 октября 2007 г., 19 марта 2012 г., 20 февраля 2015 г.
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан.
Премьер-министр Правительства |
Р.И.Байдавлетов |
Положение
о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на территории Республики
Башкортостан
(утв. постановлением Правительства Республики
Башкортостан от 3 апреля 2003 г. N 91)
14 февраля, 17 октября 2007 г., 19 марта 2012 г., 20 февраля 2015 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 года N 86-рп, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2005 года N 294 "О Башкирской территориальной подсистеме единой государственной системы, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с последующими изменениями и дополнениями) и определяет назначение, основные задачи, структуру, порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан (далее - СМП ЧС РБ).
1.2. СМП ЧС РБ является функциональной подсистемой мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -БТП РСЧС).
1.3. СМП ЧС РБ предназначена для:
организации и проведения работ по заблаговременному выявлению источников чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, биологосоциального характера и осуществления контроля их состояния;
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;
выработки и своевременного доведения до республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и организаций рекомендаций для принятия управленческих решений по предупреждению, предотвращению, локализации чрезвычайных ситуаций и минимизации их ущербов.
1.4. При решении задач СМП ЧС РБ взаимодействует с сетью наблюдения и лабораторного контроля Республики Башкортостан.
2. Основные задачи СМП ЧС РБ
2.1. Основными задачами СМП ЧС РБ являются следующие:
организация мероприятий по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биологосоциального характера;
прогнозирование возможного возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и т.д.;
разработка мер и оценка эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
разработка сценариев развития чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других соответствующих информационных продуктов;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
подготовка и представление в республиканские органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, входящие в СМП ЧС РБ, органы местного самоуправления Республики Башкортостан прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций и информации об их источниках для обеспечения принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Организационно-структурное построение СМП ЧС РБ
3.1. СМП ЧС РБ имеет региональный, муниципальный, объектовый уровни и осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
мониторинг чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе опасных производственных объектов, систем жизнеобеспечения, проектируемых и строящихся объектов и населенных пунктов;
мониторинг чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе опасных гидрологических, метеорологических и геологических явлений, природных пожаров;
мониторинг чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера, в том числе эпидемий, эпизоотии, эпифитотий, чрезвычайных ситуаций социально-экономического характера.
3.2. В состав СМП ЧС РБ входят республиканские органы исполнительной власти, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и организации, осуществляющие мониторинг по направлениям своей деятельности на территории Республики Башкортостан (далее - субъекты СМП ЧС РБ), в том числе:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. N 41 в подпункт 3.2.1 пункта 3.2 настоящего Положения внесены изменения
3.2.1. Мониторинг техногенных чрезвычайных ситуаций:
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан;
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;
Отдел инспекций в Республике Башкортостан Волжского территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (по согласованию);
государственное автономное учреждение Управление государственной экспертизы Республики Башкортостан;
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию);
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Уфа" (по согласованию);
Башкирское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Башкирэнерго" (по согласованию);
Куйбышевская железная дорога по Башкирскому региону - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (по согласованию);
открытое акционерное общество "Башкоммунводоканал" (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (по согласованию);
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
3.2.2. Мониторинг природных чрезвычайных ситуаций:
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан;
федеральное государственное бюджетное учреждение Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию);
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан (по согласованию);
Отдел водных ресурсов Камского бассейнового водного управления по Республике Башкортостан Федерального агентства водных ресурсов (по согласованию);
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан;
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан;
Управление по недропользованию по Республике Башкортостан (по согласованию);
государственное унитарное предприятие Управление "Башмелиоводхоз" Республики Башкортостан;
открытое акционерное общество "Башкиргеология" (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (по согласованию).
3.2.3. Мониторинг биолого-социальных чрезвычайных ситуаций:
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан;
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан (по согласованию);
Управление ветеринарии Республики Башкортостан;
федеральное государственное учреждение здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан (по согласованию);
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан (по согласованию);
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан (по согласованию);
Уфимский филиал федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту (по согласованию);
Отдел (инспекция) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (по согласованию);
федеральное бюджетное учреждение Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Башкортостан (по согласованию).
3.3. Интегрированные показатели и сводные данные по чрезвычайным ситуациям формируются Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан.
3.4. Координационными органами СМП ЧС РБ являются: на региональном уровне (в пределах территории Республики Башкортостан) - Комиссия Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности;
на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления Республики Башкортостан;
на объектовом уровне - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности организации.
3.5. На муниципальном уровне мониторинг осуществляется соответствующими территориальными подразделениями субъектов СМП ЧС РБ.
3.6. На объектовом уровне мониторинг осуществляется техническими службами организаций, отвечающими за безопасность функционирования этих организаций.
4. Организация взаимодействия между субъектами СМП ЧС РБ
4.1. Взаимодействие между субъектами СМП ЧС РБ осуществляется на основе законодательства в рамках соответствующих соглашений и протоколов.
4.2. Субъекты СМП ЧС РБ обеспечивают:
обмен оперативной информацией о предпосылках возникновения чрезвычайных ситуаций;
своевременное представление в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС России по РБ) аналитических, статистических и иных материалов, полученных в результате проведения мониторинга по направлениям своей деятельности, в рамках установленного государственного и отраслевого статистического наблюдения в части, касающейся выявления возможных источников чрезвычайных ситуаций, контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников чрезвычайных ситуаций, заблаговременного прогнозирования параметров и последствий чрезвычайных ситуаций (далее - информационные материалы);
достоверность и полноту представляемых информационных материалов, их защиту.
4.3. ГУ МЧС России по РБ обеспечивает:
прием, обработку и анализ информационных материалов, поступивших от субъектов СМП ЧС РБ;
информационный обмен между субъектами СМП ЧС РБ; подготовку оперативных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций и выработку рекомендаций по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и минимизации их ущербов;
доведение прогнозов и рекомендаций по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и минимизации их ущербов до заинтересованных субъектов СМП ЧС РБ, республиканских органов исполнительной власти для принятия управленческих решений;
защиту информации, в том числе составляющей государственную тайну;
методическое сопровождение деятельности СМП ЧС РБ; планирование применения сил и средств БТП РСЧС с учетом оперативных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов возникновения чрезвычайных ситуаций;
формирование оперативно-аналитических групп и их убытие на место возможных чрезвычайных ситуаций в целях анализа и уточнения обстановки, оценки параметров чрезвычайных ситуаций.
4.4. Исключен.
См. текст пункта 4.4
5. Порядок функционирования субъектов СМП ЧС РБ
5.1. Порядок функционирования субъектов СМП ЧС РБ определяется в рамках БТП РСЧС.
5.2. Функционирование субъектов СМП ЧС РБ в зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации осуществляется в одном из трех режимов:
повседневной деятельности;
повышенной готовности;
чрезвычайной ситуации.
5.2.1. Режим повседневной деятельности характеризуется:
нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановкой при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;
отсутствием прогнозных данных о возникновении чрезвычайной ситуации.
5.2.2. Режим повышенной готовности характеризуется:
ухудшением производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки;
наличием прогнозных данных о возможности возникновения чрезвычайной ситуации.
5.2.3. Режим чрезвычайной ситуации характеризуется:
ухудшением производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки до уровня чрезвычайной ситуации.
5.3 Основными мероприятиями, осуществляемыми субъектами СМП ЧС РБ, являются следующие:
5.3.1. В режиме повседневной деятельности:
совершенствование научно-методической, материально-технической и технологической базы ведомственных систем мониторинга по направлениям деятельности;
сбор, обработка и анализ информации о параметрах источников чрезвычайных ситуаций, состоянии окружающей природной среды и объектов техносферы;
разработка и представление в ГУ МЧС России по РБ информационных материалов по направлениям деятельности;
участие в разработке и выполнении целевых и научно-технических программ, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях.
5.3.2. В режиме повышенной готовности:
учащенный сбор, обработка и анализ информации о параметрах источников чрезвычайной ситуации, состоянии окружающей природной среды и объектов техносферы;
разработка и представление в ГУ МЧС России по РБ уточненных информационных материалов по направлениям деятельности;
разработка и представление в ГУ МЧС России по РБ предложений по направлениям деятельности о предотвращении чрезвычайной ситуации.
5.3.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
проведение мероприятий, определенных режимом повышенной готовности;
разработка и представление в ГУ МЧС России по РБ предложений по направлениям деятельности о локализации и смягчении последствий чрезвычайной ситуации.
5.4. Основными мероприятиями, осуществляемыми ГУ МЧС России по РБ, являются следующие:
5.4.1. В режиме повседневной деятельности:
организационно-методическое руководство деятельностью СМП ЧС РБ;
развитие и совершенствование научно-методической базы СМП ЧС РБ;
совершенствование технологической базы и материально-технической оснащенности структурных подразделений ГУ МЧС России по РБ, обеспечивающих аналитическую обработку информационных материалов субъектов СМП ЧС РБ и подготовку прогнозов чрезвычайных ситуаций;
анализ информационных материалов субъектов СМП ЧС РБ, подготовка прогнозов чрезвычайных ситуаций и доведение их до заинтересованных субъектов СМП ЧС РБ и республиканских органов исполнительной власти;
участие в разработке и выполнении целевых и научно-технических программ, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
поддержание готовности оперативно-аналитических групп к действиям по предназначению.
5.4.2. В режиме повышенной готовности:
уточнение порядка взаимодействия субъектов СМП ЧС РБ;
формирование оперативно-аналитической группы для убытия на место возможной чрезвычайной ситуации в целях анализа и уточнения обстановки, оценки параметров чрезвычайной ситуации, выработки предложений по ее предупреждению, смягчению возможных последствий;
подготовка уточненного прогноза чрезвычайной ситуации, выработка рекомендаций по предотвращению, локализации и смягчению последствий чрезвычайной ситуации;
доведение указанных прогноза и рекомендаций до заинтересованных субъектов СМП ЧС РБ, республиканских органов исполнительной власти для принятия управленческих решений;
планирование применения сил и средств БТП РСЧС с учетом оперативных, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов возникновения чрезвычайной ситуации.
5.4.3. В режиме чрезвычайной ситуации:
проведение мероприятий, определенных режимом повышенной готовности;
выдвижение оперативно-аналитической группы в район чрезвычайной ситуации для проведения непрерывного контроля за параметрами окружающей природной среды, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях;
подготовка оперативных прогнозов о развитии чрезвычайной ситуации, выработка рекомендаций по локализации и смягчению последствий чрезвычайной ситуации;
доведение указанных прогнозов и рекомендаций до заинтересованных субъектов СМП ЧС РБ, республиканских органов исполнительной власти для принятия управленческих решений;
оперативный контроль применения сил и средств БТП РСЧС на основе анализа информации об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 апреля 2003 г. N 91 "Об утверждении Положения о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан"
Текст постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", N 10 (166), июль 2003 г., ст. 612
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 апреля 2020 г. N 205
Изменения вступают в силу с 6 апреля 2020 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2017 г. N 412
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 февраля 2015 г. N 41
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19 марта 2012 г. N 73
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 октября 2007 г. N 292
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 февраля 2007 г. N 37