См. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации"
Конституция Российской Федерации открыла новые возможности для развития реформы судебной системы. В соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации обеспечение деятельности судов и их финансирование из федерального бюджета должны создавать необходимые условия для полного и независимого осуществления правосудия.
Однако реформа замедляет темпы, а реальные условия деятельности судов продолжают ухудшаться, прежде всего, из-за крайне неблагополучного положения, связанного с финансированием.
Ассигнования на содержание федеральных судов общей юрисдикции, утвержденные Законом Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. "О федеральном бюджете Российской Федерации на 1996 год", в сумме 1,9 трлн. рублей обеспечили реальную потребность судов в среднем на 35%, а по отдельным статьям расходов обеспеченность составила значительно меньше.
Более того, реальное выделение средств из бюджета в текущем году производилось Министерством финансов Российской Федерации не в полном объеме даже по защищенным статьям бюджета и крайне неритмично.
По состоянию на 1 декабря 1996 г. задолженность федерального бюджета по обеспечению судов общей юрисдикции составляла 536,5 млрд. рублей с учетом капитальных вложений.
В условиях отсутствия минимально необходимого финансирования суды России лишены возможности осуществлять правосудие, поскольку нет средств на судебные повестки, конверты, необходимые для извещения и вызова в судебные заседания участников процесса, оплату труда присяжных и народных заседателей, расходов по явке в суд свидетелей и потерпевших, почтовых и командировочных расходов. Судам не выделяются средства на оплату коммунальных услуг, услуг связи, по аренде и охране зданий судов.
Единственным законным источником финансирования судов является федеральный бюджет.
Неисполнение Указа Президента Российской Федерации от 29.03.1996 N 401 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации" в части финансирования судов общей юрисдикции через банковскую систему, минуя Казначейство России, усугубило и без того тяжелое положение, - происходит задержка и распыление финансовых средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного указа следует читать как "20.03.1996 г."
В такой ситуации суды во многих регионах страны вынужденно останавливали свою деятельность, что привело к повсеместному и массовому нарушению конституционного права граждан на судебную защиту.
В связи с невыплатой заработной платы, которая и без того является крайне низкой, а также других видов довольствия, работники аппаратов судов во всех регионах либо увольняются, либо бастуют.
Ответственность за сложившееся положение с осуществлением правосудия в стране лежит на Правительстве Российской Федерации.
Съезд судей Российской Федерации выражает озабоченность формированием бюджета на 1997 год на содержание судов России. Предусмотренные проектом закона "О федеральном бюджете на 1997 год" ассигнования на содержание судебной системы неизбежно приведут к полному ее краху и, как следствие, разрушению государственности.
Вместе с тем съезд судей принимает к сведению заявления заместителя Министра финансов Российской Федерации Королева С.А. об увеличении Правительством Российской Федерации в проекте закона "О федеральном бюджете на 1997 год" на содержание судов общей юрисдикции ассигнований до 5,4 трлн. рублей, согласованы суммы ассигнований на содержание арбитражных судов, Верховного Суда Российской Федерации.
В целях обеспечения судебной системы оптимальными условиями для осуществления правосудия и реализации конституционных прав граждан на судебную защиту съезд судей считает необходимым:
- обязать Правительство Российской Федерации возместить в полном объеме судам задолженность по платежам бюджета 1996 года, не допуская какой-либо задолженности в последующие годы;
- в законе о федеральном бюджете на 1997 год и последующие годы предусмотреть положение о том, что все статьи расходов на содержание судов являются защищенными и финансируются в полном объеме;
- поставить перед Правительством Российской Федерации вопрос об установлении с 01.01.1997 заработной платы судей с учетом официального уровня инфляции по отношению к 01.10.1995 (ст. 81-1 Кодекса законов о труде РСФСР, статей 1, 2 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов граждан РСФСР");
- решить вопрос в кратчайшие сроки об изменении системы оплаты труда работников аппаратов судов;
- рассмотреть возможность создания целевого бюджетного фонда развития судебной системы;
- освободить суды от начислений пени и других штрафных санкций при несвоевременной оплате в различного рода фонды (страховой, пенсионный и т.д.);
- освободить суды от оплаты коммунальных и арендных платежей;
- принять меры к немедленному исполнению Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 1996 г. N 401 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации" в части финансирования судов общей юрисдикции через банковскую систему, минуя Казначейство России.
В случае непринятия предложенных мер прекратится деятельность судов по отправлению правосудия в Российской Федерации, что повлечет за собой непредсказуемые последствия для всего нашего общества.
Председатель |
Ю.И. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей (3-5 декабря 1996 года) от 5 декабря 1996 г. "О финансировании судебной системы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации (1991-2006 годы)