Обсудив письмо Генерального прокурора Российской Федерации Скуратова Ю.И. Председателю Правительства Российской Федерации Примакову Е.М. от 02.11.1998 N 1-ГП-128-98 "О некоторых вопросах, связанных с функционированием судебной системы", Президиум Совета судей Российской Федерации считает необходимым изложить свою позицию о причинах кризисного состояния судов общей юрисдикции, в результате которого под угрозой оказались конституционные права граждан на судебную защиту.
Такое положение сложилось в основном из-за крайне медленного, непоследовательного, а иногда и противоречивого хода судебной реформы, а главное - ввиду не выполнения государством требований статьи 124 Конституции Российской Федерации о финансировании судов только из федерального бюджета, которое должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
К этому выводу пришел и Генеральный прокурор Российской Федерации, признав, что в основе большинства проблем, стоящих перед судебной системой, лежит ее финансовая необеспеченность, что и должно явиться предметом рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации.
Однако этому правильному выводу противоречит большая часть обращения Скуратова Ю.И., который считает, что имеющиеся факты несвоевременного разрешения судебных дел и, прежде всего, дел, по которым обвиняемые содержатся под стражей, допускаются по вине судей, т.е. в силу не объективных, а субъективных причин, в том числе безответственности судей, невозможности влиять на нерадивых судей из-за отсутствия дисциплинарной ответственности и проч.
Не отрицая того, что такие факты действительно имеются, следует заметить, что судейское сообщество решительно освобождается от судей, поступки которых, включая и волокиту в разрешении дел, умаляют авторитет судебной власти. Достаточно отметить, что за последние три года квалификационные коллегии судей отрешили от должности более 200 судей.
Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что основные причины грубого нарушения установленных законом сроков рассмотрения дел находятся за пределами судебной деятельности. Как уже отмечалось, главной из них является хроническое недофинансирование судов, которое ведет не только к срывам судебных процессов, но и прекращению работы многих судов ввиду отсутствия средств на их содержание, на извещение участников процесса о судебных заседаниях, оплату труда народных и присяжных заседателей и т.д.
К другим независящим от судов причинам волокиты в разрешении дел относятся: нехватка народных заседателей, отказ многих адвокатов участвовать в судебном разбирательстве по назначению, неудовлетворительная работа конвойных подразделений МВД России по доставке в судебные заседания содержащихся под стражей подсудимых, участившиеся факты невыполнения милицией судебных решений о принудительном приводе свидетелей, потерпевших, подсудимых.
Президиум Совета судей Российской Федерации считает, что наряду с указанными выше обстоятельствами, одной из основных причин неблагополучного положения в уголовном судопроизводстве является отсутствие надлежащего надзора со стороны Генеральной прокуратуры Российской Федерации за деятельностью правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел и налоговой полиции. В условиях усиления криминогенной обстановки в стране - самоустранение прокуратуры от уголовного преследования лиц, совершивших преступления, а также отсутствие правового механизма какого-либо контроля за деятельностью самой прокуратуры.
Для коренного изменения ситуации с обеспечением реализации конституционных прав граждан в стране необходимо изменить роль и место прокуратуры в системе государственных институтов власти, возложив на нее единственную обязанность - уголовное преследование лиц, совершивших преступления, под судебным контролем.
Существующая же практика "объять необъятное" привела предварительное следствие по уголовным делам к полному развалу и упадку, что ведет к необходимости возвращения судами значительного числа дел для дополнительного расследования. Если в 1990 году на доследование было возвращено 43287 дел в отношении 62206 лиц, то в 1997 году -103700 дел в отношении 146510 лиц. По подавляющему большинству дел органы прокуратуры согласились с таким решением судов (в 1997 году опротестованы определения судов лишь в отношении 24405 лиц (16,7%), дела о которых были возвращены прокурорам. В кассационном порядке их протесты были удовлетворены в отношении 15173 лиц (62,2%). Таким образом, определения судов о направлении дел на доследование были признаны законными и обоснованными в отношении 131337 лиц.
К сожалению, это обстоятельство, влияющее на соблюдение сроков рассмотрения дел и принятия судами окончательного решения по ним, а, следовательно, и на длительность содержания обвиняемых под стражей, обойдено молчанием в обращении Генерального прокурора Российской Федерации.
Выражая озабоченность имеющимися фактами нарушения судами установленных законом сроков разрешения дел, полагаем вместе с тем, что усилия Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров должны быть сосредоточены на раскрываемости преступлений (в 1997 году не раскрыто 646487 преступлений, в том числе 6170 умышленных убийств, 1168 изнасилований, 12619 разбойных нападений, 50700 грабежей) и существенном улучшении качества предварительного расследования путем усиления надзора за ним.
Для того, чтобы прокуроры могли сосредоточить усилия на указанных направлениях, прокуратуру необходимо освободить от несвойственных ей функций так называемого "общего надзора".
Вопрос о своевременности рассмотрения судебных дел постоянно находится в поле зрения Совета судей Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Однако очевидно, что для решения данного вопроса недостаточно лишь устранения фактов нарушения процессуальных сроков, вызванных причинами субъективного характера. Необходим комплекс организационных и кадровых мер, которые бы способствовали безусловному снятию этой проблемы.
К таким мерам следует отнести прежде всего: обеспечение надлежащего финансирования судов в соответствии со статьей 124 Конституции Российской Федерации; увеличение штатной численности корпуса судей и работников аппаратов судов исходя из того, что их нагрузка превышает более чем в два раза нормативы, утвержденные Минюстом России и Минтрудом России; устранение указанных выше факторов, негативно влияющих на соблюдение процессуальных сроков прохождения судебных дел, упрощение судопроизводства по отдельным категориям дел.
На основании изложенного Президиум Совета судей Российской Федерации постановил:
Довести до сведения Председателя Правительства Российской Федерации Примакова Е.М. позицию Президиума Совета судей Российской Федерации по вопросу неудовлетворительного организационного обеспечения судебной деятельности и просить его внести данный вопрос на рассмотрение Правительства Российской Федерации.
Председатель |
Ю.И. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Совета судей РФ от 16 декабря 1998 г. "О письме Генерального прокурора Российской Федерации Скуратова Ю.И. Председателю Правительства Российской Федерации Примакову Е.М. "О некоторых вопросах, связанных с функционированием судебной системы"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации (1991-2006 годы)