Президиум Совета судей Российской Федерации заслушал информацию председателя финансовой комиссии Совета судей Российской Федерации Бабенко A.M. о результатах изучения и анализа исполнения бюджета за 1994 год Министерством юстиции Российской Федерации и органами юстиции регионов. По результатам изучения финансовых документов и обсуждения Президиум считает, что финансирование и материально-техническое обеспечение судебной деятельности в 1994 году нельзя признать удовлетворительным.
Министерство финансов Российской Федерации в нарушение Федерального закона "О федеральном бюджете на 1994 год" не дофинансировало на содержание судов 86 миллиардов рублей и указанная сумма до настоящего времени не возвращена. Минюстом России не принято достаточных мер к возвращению долга, оно не добилось при утверждении бюджета на 1995 год, чтобы возвращение указанной суммы было предусмотрено законом о бюджете на текущий год. В связи с этим долг в сумме 86 миллиардов рублей возвращен не будет.
Выделенные Министерству юстиции Российской Федерации кредиты на содержание судов использовались и распределялись нерационально, допускались факты грубого нарушения финансовой дисциплины, денежные средства расходовались не по их целевому назначению, на цели, не имеющие какого либо отношения к судебной деятельности.
Министерством юстиции Российской Федерации из имевшихся у него средств неправомерно значительные суммы не были направлены для оплаты труда судьям и работникам аппаратов судов.
В 1994 году были открыты кредиты Министерству юстиции Российской Федерации для оплаты труда республиканским, краевым и областным судам на сумму более 52 миллиардов рублей, а фактически было выделено лишь 36,5 миллиардов рублей, то есть недодано 15,5 миллиарда рублей. На оплату труда горрайсудам было открыто кредитов на сумму 224 миллиарда рублей, фактически выделено 190 миллиардов рублей, то есть недодано 34 миллиарда рублей.
Взамен пайкового довольствия Минюстом России недодано областным судам 2,9 миллиарда рублей, горрайсудам - 10 миллиардов рублей.
Таким образом, всего недодано только по оплате труда судьям и работникам аппаратов судов в 1994 году более 61 миллиарда рублей (суммы округлены).
В то же время органы юстиции финансировались на эти цели в полном объеме и даже с превышением выделенных средств. Так, в 1994 году по смете на оплату труда работников органов юстиции в регионах было выделено около 9 миллиардов рублей, фактически выплаченные суммы составили 10 миллиардов рублей.
Следовательно, Министерством юстиции Российской Федерации в 1994 году применялся явно несправедливый и незаконный принцип финансирования судов, было предусмотрено приоритетное и льготное финансирование органов юстиции, в то же время суды были поставлены в унизительное положение.
С грубым нарушением финансовой дисциплины в 1994 году финансировались областные суды, которым кредиты на оплату труда выделялись не по штатному расписанию, а по фактически занятым должностям, что является недопустимым. Это привело к явному несоответствию оплаты труда выполняемому объему работы.
Подобные факты приводили к справедливому возмущению судей и работников аппаратов судов, обострялась социальная напряженность среди работников. Министерство юстиции Российской Федерации на неоднократные обращения и острые обсуждения на совещаниях, конференциях, советах судей не реагировало, ссылаясь на отсутствие финансирования, чем умышленно вводило судейское сообщество в заблуждение.
Сэкономленные таким образом финансовые средства Министерство юстиции Российской Федерации расходовало по своему усмотрению на цели, не связанные с судебной деятельностью. В частности, направлялись денежные средства на приобретение автомашин, оргтехники для органов юстиции, ремонт для них зданий и технических помещений и другие нужды. Без каких-либо оснований было выделено 1,8 миллиарда рублей Российскому федеральному центру судебных экспертиз. Из средств, выделенных на содержание судов, оплачивались многочисленные командировочные расходы за рубеж лицам, не имеющим отношения к судебной деятельности, оплачивались и другие расходы.
В целом по России не был установлен единый предусмотренный законом порядок оплаты премий и материальной помощи. Вместо 4 премий и 2 окладов материальной помощи в год в отдельных регионах выдавались лишь по одной - две премии и одному окладу материальной помощи, что вызывало справедливое возмущение судей и их многочисленные обращения в Министерство юстиции Российской Федерации и в Совет судей Российской Федерации.
В Президиум Совета судей Российской Федерации поступают до настоящего времени такие обращения.
Органы юстиции на местах допускали многочисленные нарушения финансовой дисциплины, связанные с незаконным расходованием денежных средств, выделенных на содержание судов, не по целевому назначению. Денежные средства расходовались на нужды аппаратов органов юстиции в виде премий и материальной помощи (Смоленская, Ярославская, Тюменская, Ростовская и другие области), приобреталась сельхозтехника для работников аппарата органа юстиции (Ивановская область), выдавались кредиты и на другие нужды. Установленные контрольно-ревизионным отделом Министерства юстиции Российской Федерации указанные и другие факты серьезных нарушений отражены в актах проверок, однако Министерство юстиции Российской Федерации эти нарушения не пресекало, требований не предъявляло, в отдельных случаях ограничивалось лишь направлением писем в адрес начальника органа юстиции за подписью заместителя Министра юстиции Российской Федерации Радько Т.Н.
При явном недостаточном финансировании судов территориальные органы юстиции без каких-либо оснований допустили в 1994 году экономию в сумме 20 миллиардов рублей.
Минюст России и его органы на местах принимают явно недостаточно мер и по выполнению требований Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". 13 апреля 1995 г. финансовая комиссия направила в письменном виде Министру юстиции Российской Федерации свои предложения по решению ряда вопросов. До настоящего времени нет сведений о реализации этих предложений, лишь издан приказ Минюста России от 23.06.1995 "О мерах по укреплению взаимодействия органов юстиции и судейского сообщества". Однако этот приказ не предусматривает какого-либо взаимодействия аппарата Министерства юстиции Российской Федерации с Президиумом Совета судей Российской Федерации и не устраняет препятствий в работе по изучению и анализу официальных документов. В этой части данный приказ не соответствует первоначальному проекту приказа, согласованному с Президиумом Совета судей Российской Федерации.
До настоящего времени Министерство юстиции Российской Федерации еще не приступило к исполнению Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1995 N 521 "О некоторых организационных мерах по ускорению проведения реформы в Российской Федерации", хотя уже истекло более месяца со дня его издания. Ни основные мероприятия по реализации названного Указа, ни лица, ответственные за его осуществление, не определены.
В связи с изложенным Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:
1. Информацию принять к сведению и поручить Бабенко A.M. довести ее содержание до участников совещания 27-28 июня 1995 г.
2. Предложить Министру юстиции Российской Федерации Ковалеву В.А.:
- издать приказ о категорическом запрещении использования не по целевому назначению денежных средств, выделенных на содержание судов;
- значительно ужесточить контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью органов юстиции субъектов Российской Федерации;
- автомашины, оргтехнику, штатную численность, которые приобретены и содержатся за счет средств, выделенных на содержание судов, немедленно из органов юстиции передать в суды;
- проинформировать Президиум Совета судей Российской Федерации о реализации предложений финансовой комиссии от 13.04.1995;
- обеспечить беспрепятственный доступ членов Президиума Совета судей Российской Федерации к изучению и анализу документов финансово-хозяйственного значения Минюста России.
- безотлагательно принять меры к исполнению Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1995 N 521.
3. Постановление направить Министру юстиции Российской Федерации и для сведения всем членам Совета судей Российской Федерации.
Председатель |
Ю.И. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Совета Судей РФ от 26 июня 1995 г. "О результатах изучения и анализа исполнения бюджета за 1994 год Министерством юстиции Российской Федерации и органами юстиции регионов"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации (1991-2006 годы)