Заслушав и обсудив информацию начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Смертина Л.А. о концепции обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты, Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить представленную Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации концепцию обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты.
2. Предложить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации руководствоваться концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты в процессе реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" по оснащению судов техническими средствами обеспечения безопасности судебной деятельности.
Председатель Совета |
Ю.И. Сидоренко |
г. Москва
19 октября 2006 г.
N 98
Концепция
обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты
1. Введение
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте Российской Федерации при Верховном Суде Российской Федерации" и на основании Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы".
Концепция призвана обеспечить единство взглядов и подходов к построению системы обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции.
Концепция служит основой для:
определения приоритетных задач и мер, а также координации деятельности федеральных органов государственной власти по обеспечению безопасности в федеральных судах общей юрисдикции;
обоснования вопросов кадрового и финансового обеспечения мероприятий по укреплению безопасности в федеральных судах общей юрисдикции;
формирования единой технической политики в сфере оснащения федеральных судов общей юрисдикции современными техническими системами и средствами защиты;
разработки и осуществления планов и заданий по реализации мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" по оснащению федеральных судов общей юрисдикции современными техническими системами и средствами защиты.
2. Общие положения
Концепция обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции (далее именуется - Концепция) - система взглядов, объединенных единым замыслом на обеспечение безопасности функционирования федеральных судов общей юрисдикции, физической защиты судей, работников аппаратов судов, участников процесса и посетителей судов, а также охраны и защиты зданий федеральных судов общей юрисдикции от возможных преступных посягательств.
Безопасность в федеральных судах общей юрисдикции характеризуется прежде всего созданием необходимых условий для отправления независимого правосудия.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной, судебной властей. Государство обеспечивает безопасность функционирования судов, судей и работников аппаратов судов, участников процесса и посетителей судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности судебной системы в целом, осуществлением комплексных мер, адекватных возможным угрозам.
Законодательные основы обеспечения безопасности судебной системы составляют Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности.
3. Состояние безопасности и охраны федеральных судов общей юрисдикции
Число покушений на судей при исполнении ими своих служебных обязанностей непосредственно в зданиях судов общей юрисдикции, криминальных проникновений в судебные помещения, взрывов, поджогов, хищений имущества и уничтожения судебных дел и других чрезвычайных происшествий в зданиях судов в течение ряда последних лет остается стабильным и составило:
в 2003 г. - 40 чрезвычайных происшествий;
в 2004 г. - 28 чрезвычайных происшествий;
в 2005 г. - 42 чрезвычайных происшествия;
за 6 месяцев 2006 г. - 15 чрезвычайных происшествий.
В связи с этим важной составляющей обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции является усиление физической охраны зданий и имущества этих судов, а также осуществление комплекса мер по оснащению судов современными техническими системами и средствами защиты.
3.1. Физическая охрана зданий судов осуществляется следующими силами:
Судебными приставами по обеспечению установленного порядка
деятельности судов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее - судебными приставами)
Судебными приставами обеспечено охраной 98% зданий (помещений) федеральных судов общей юрисдикции. Однако во многих судах обеспечение безопасности осуществляется всего лишь одним судебным приставом. В связи с этим в таких судах в случае отсутствия судебного пристава (при выполнении принудительных приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд, несении службы непосредственно в зале судебного заседания, а также в случае болезни, пребывания в отпуске, на служебных занятиях и т.п.) суд в дневное время остается без охраны.
Распоряжением Минюста России от 1 августа 2003 г. N 226 штатная численность судебных приставов установлена в количестве 14 тыс. 612 единиц, на 1 января 2006 г. было укомплектовано 14 тыс. 84 единицы или 96%, некомплект составил 528 единиц. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации сохраняется некомплект кадров от 8 до 30% от штатной численности.
Указом Президента Российской Федерации от 14.02.2006 N 103 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы федеральной службы судебных приставов", предусмотрено поэтапное увеличение с 1 января 2006 г. до 1 сентября 2007 г. общей штатной численности судебных приставов на 19 900 единиц, что создаст предпосылки для улучшения охраны судов в рабочее время.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Указа Президента Российской Федерации следует читать как "N 108"
Подразделениями вневедомственной охраны МВД России
Подразделениями вневедомственной охраны органов внутренних дел в 2005 г. охранялось 368 зданий (помещений) судов, в том числе 62 объекта областных и равных им судов и 306 объектов районных судов.
Из них постами милиции охранялись 121 объект или только 4,5% от общего числа объектов, подлежащих охране, в том числе 26 объектов областных и равных им судов, 95 объектов районных судов.
В связи с недостаточным финансированием средств на оплату услуг вневедомственной охраны органов внутренних дел, постами милиции охраняются суды, прежде всего, расположенные в регионах со сложной криминогенной обстановкой (Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания), а также в городе Москве.
Сторожами, состоящими в штатах судов
Собственными силами - сторожами, состоящими в штатах судов, охраняется 2244 объекта, в том числе 51 здание областных и равных им судов, 2193 здания районных судов.
Иными видами физической охраны
Иной вид физической охраны (службы охраны собственников зданий, арендуемых судами и органами Судебного департамента) используется на 229 объектах.
3.2. Обеспечение федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты
2397 зданий судов (80%) оборудованы автоматическими системами охранно-пожарной сигнализации и системами автоматического пожаротушения, из них: 1336 зданий (45%) - автономной охранно-пожарной сигнализацией, а в 1061-м здании (35%) охранно-пожарная сигнализация выведена на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел. В 390 зданиях (13%) установлены системы видеонаблюдения.
Проектом новой федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы" на мероприятия по оснащению судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты предусмотрено финансирование в размере 1,9 млрд. рублей. Это позволит в 2011 году довести до 100% обеспеченность зданий федеральных судов общей юрисдикции пожарно-охранной сигнализацией, системами автоматического пожаротушения, кнопками тревожной сигнализации, системами видеонаблюдения.
4. Модель возможных угроз в федеральных судах общей юрисдикции
В федеральных судах общей юрисдикции возможны следующие виды угроз:
покушение на жизнь здоровье и имущество судьи, работников аппарата суда, участников судебного процесса и посетителей в здании суда и на прилегающей территории;
минирование и закладка взрывчатых веществ, в том числе с применением устройств дистанционного управления, поджог здания, броски канистр и иных емкостей с легко воспламеняющейся жидкостью, обстрел из огнестрельного оружия, ручных гранатометов, а также иные действия, направленные на разрушение здания суда, уничтожение судебных дел и вещественных доказательств, приостановление работы суда, либо из мести судебным органам, а также из хулиганских побуждений;
заражение помещений суда ядовитыми и иными сильнодействующими веществами с целью причинения вреда жизни и здоровью судей, работников аппарата суда или срыва судебного заседания;
хищение судебных дел, вещественных доказательств, имущества суда;
порча имущества суда, надругательство над символами государственной власти, акты вандализма;
вторжение, захват, блокирование, пикетирование здания суда, несанкционированный митинг на прилегающей к нему территории;
захват заложников в здании суда;
побег из здания суда подсудимого, находящегося под стражей;
ложное сообщение о якобы заложенном в здании суда взрывного устройства;
пожар, вызванный неосторожным обращением с электроприборами и огнем, нарушением правил пожарной безопасности при производстве электрогазосварочных и ремонтных работ, неисправностью электропроводки и другими причинами, не связанными с умышленными действиями по совершению поджога;
затопление помещений суда в результате прорыва водопроводной и (или) канализационной систем.
5. Основная цель системы обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции
Основной целью системы безопасности являются предотвращение правонарушений в отношении жизни и здоровья судей, работников аппарата судов, участников судебных процессов и посетителей судов; обеспечение сохранности зданий федеральных судов, имущества и судебных дел; своевременное выявление и реагирование на возможные случаи чрезвычайных происшествий техногенного характера (возгорание в результате неполадок в системе энерго- и теплоснабжения, затопление в результате аварий в водопроводных и канализационных сетях и другие происшествия, не связанные с умышленными правонарушениями).
6. Задачи системы обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции
Задачами системы обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции являются:
1. Своевременное выявление в зданиях федеральных судов общей юрисдикции и прилегающих к ним территориях угроз:
безопасности жизни, здоровью и имуществу судей, работников аппаратов судов, участников судебных процессов и посетителей судов;
преступных посягательств на имущество судов;
сохранности судебных дел и документов, вещественных доказательств, центральных серверов локальных вычислительных сетей;
чрезвычайных происшествий техногенного характера.
2. Оперативное реагирование на возможные угрозы безопасности в зданиях федеральных судов общей юрисдикции и прилегающих к ним территориях.
3. Эффективное пресечение и устранение угроз безопасности в зданиях федеральных судов общей юрисдикции и прилегающих к ним территориях.
7. Основные меры обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции
В целях обеспечения безопасности в федеральных судах общей юрисдикции принимаются следующие меры:
установление физической охраны и пропускного режима в зданиях федеральных судов общей юрисдикции силами судебных приставов, сотрудников милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел и работников военизированной охраны федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" МВД России;
оснащение зданий федеральных судов современными техническими системами и средствами защиты с учетом обеспечения особо защищенных условий хранения и контроля за сохранностью судебных дел и документов, вещественных доказательств, а также центральных серверов локальных вычислительных сетей.
7.1. Обеспечение физической охраны федеральных судов общей юрисдикции
В соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в целях обеспечения безопасности судей Судебный департамент осуществляет взаимодействие с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами.
Обязанность по обеспечению охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, однако эти обязанности в соответствии с Федеральным законом "О судебных приставах" они исполняют лишь в рабочее время. Между тем судебные процессы в силу необходимости зачастую продолжаются и после окончания рабочего дня, а при рассмотрении ходатайств об избрании меры пресечения суды функционируют в выходные и праздничные дни.
Недостаточное количество судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов не позволяет должным образом обеспечивать безопасность в судах и установленный порядок судебной деятельности, а охрана зданий и помещений судов в нерабочее время вообще не предусмотрена.
Для решения этих вопросов требуются соответствующие изменения действующего законодательства, регламентирующего деятельность службы судебных приставов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 здания федеральных судов общей юрисдикции включены в перечень объектов, подлежащих государственной охране, однако органы, обеспечивающие такую охрану, до настоящего времени не определены. В связи с этим охрана судов во внерабочее время осуществляется подразделениями милиции вневедомственной охраны органов внутренних дел и работниками военизированной охраны ФГУП "Охрана" МВД России на платной основе в соответствии с договорами. Однако, в связи с недостаточным выделением финансовых средств на оплату услуг милицейской и военизированной охраны, большинство судов в нерабочее время охраняется сторожами, находящимися в штате судов, которые не в состоянии обеспечить надлежащий уровень безопасности.
Учитывая эти обстоятельства, первая группа мероприятий по обеспечению безопасности в федеральных судах общей юрисдикции состоит в поэтапной передаче их под охрану сотрудников милиции подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел и работников военизированной охраны ФГУП "Охрана" МВД России.
7.2. Оснащение зданий федеральных судов современными техническими системами и средствами защиты
Вторая группа мероприятий заключается в оснащении в 2007 - 2011 годах всех судов общей юрисдикции техническими средствами охраны.
Для этого в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" предусмотрено выделить 1,9 млрд. рублей, в том числе на:
оборудование 1936 зданий пожарно-охранной сигнализацией - 833,3 млн. рублей;
оборудование 817 зданий, прежде всего, архивов судов системами автоматического пожаротушения - 233,2 млн. рублей;
оснащение кабинетов судей и залов судебных заседаний 1120 зданий судов кнопками тревожной сигнализации - 51,0 млн. рублей;
установку в 2607 зданиях судов систем видеонаблюдения - 782,5 млн. рублей.
В результате федеральные суды общей юрисдикции будут оснащены необходимыми современными техническими системами и средствами защиты.
8. Состав технических систем и средств защиты федеральных судов общей юрисдикции
Турникет на входе здания суда;
стационарный металлообнаружитель и ручные металлообнаружители;
охранно-пожарная сигнализация, выведенная на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел;
газовая система автоматического пожаротушения, устанавливаемая в помещениях, в которых хранятся архивные судебные дела и вещественных доказательства, в канцелярии суда, а также в помещении, где установлен сервер локально-вычислительной сети;
стационарные кнопки тревожной сигнализации в залах судебных заседаний и кабинетах судей и мобильные брелки тревожной сигнализации, выдаваемые каждому судье;
система видеонаблюдения, обеспечивающая возможность наблюдения и фиксации обстановки внутри здания суда и на прилегающей территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Совета судей РФ от 19 октября 2006 г. N 98 "О концепции обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты"
Текст постановления опубликован в Сборнике постановлений Всероссийских съездов судей, постановлений (обращений) Совета судей Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации (1991-2006 годы)