Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 55-Г07-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Хакасия об отмене решения Верховного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2007 года, которым признаны недействующими отдельные положения Программы государственных гарантий оказания населению Республики Хакасия бесплатной медицинской помощи на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2006 года N 338 (с изменениями от 15 июня 2007 года).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей оставить решение суда первой инстанции без изменения, Судебная коллегия установила:
постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2006 года N 338 (с изменениями от 15 июня 2007 года) утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Республики Хакасия бесплатной медицинской помощи на 2007 года (приложение N 1), которое опубликовано в Бюллетене "Вестник Хакасии" от 19 декабря 2006 года N 67, от 21 июня 2007 года N 41.
Пунктами 2, 4 раздела VI названной Программы "Нормативы объемов медицинской помощи, предоставляемой населению Республики Хакасия бесплатно в 2007 году" предусмотрено, что количество посещений к врачам на 1 000 жителей в год составляет 9 139,6 человек, в том числе по программе обязательного медицинского страхования - 7 918,3 тысячи человек. Количество койко-дней круглосуточного стационара на 1 000 жителей в год составляет 2 767,2 тысячи человек, в том числе по программе обязательного медицинского страхования - 2 071,5 тысячи человек.
Разделом VIII Программы "Сводный расчет стоимости Программы государственных гарантий оказания населению Республики Хакасия бесплатной медицинской помощи на 2007 год" установлен территориальный норматив финансовых затрат из средств бюджетов всех уровней на единицу объема медицинской помощи: скорая медицинская помощь в размере 757,95 рублей, стационарная помощь - в размере 659,7 рублей, в условиях дневных стационаров - в размере 200,77 рублей; а также подушевой норматив финансирования Программы из средств бюджетов всех уровней в сумме 1916,7 тысяч рублей на 1 жителя в год.
Исполняющий обязанности прокурора Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании недействующими в части пунктов 2, 4 раздела VI, раздела VIII в части Программы указав, что в оспариваемых положениях установлены заниженные нормативы объемов и условий оказания такой помощи в сравнении с установленными в федеральной Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 12 ноября 2007 года заявление исполняющего обязанности прокурора Республики Хакасия удовлетворено, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 раздела VI Программы в части установления норматива количества посещений к врачам на 1 000 жителей в год - 9 139,6, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 7 918,3; пункт 4 раздела VI Программы в части установления норматива количества койко-дней круглосуточного стационара на 1 000 жителей в год - 2 767,2; раздел VIII Программы в части территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема скорой медицинской помощи из средств бюджетов всех уровней в размере 757,95 рублей; стационарной помощи в размере 659,7 рублей; медицинской помощи в условиях дневных стационаров в размере 200,77 рублей, а также в части подушевых нормативов финансирования из средств бюджетов всех уровней в размере 1 916,8 рублей.
В кассационной жалобе Правительство Республики Хакасия просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения. Как следует из текста Программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 декабря 2006 года N 338, данный региональный нормативный акт включает в себя виды бесплатной медицинской помощи на 2007 год, предоставляемой в рамках федеральной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 885.
Сопоставительный анализ данных Программ, свидетельствует об установлении субъектом Российской Федерации региональных стандартов медицинской помощи на уровне ниже, чем это предусмотрено поименованным выше Постановлением Правительства Российской Федерации. В частности, пунктом 2 раздела VI Программы Республики Хакасия предусмотрен норматив количества посещений к врачам на 1 000 жителей в год 9 139,6, в то время как разделом IV "Нормативы объема медицинской помощи" федеральной Программы предусмотрено - 9,198 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (Республика Хакасия - 7 918,3, Российская Федерация - 8 458); в пункте 4 раздела VI региональной Программы указан норматив количества койко-дней круглосуточного стационара на 1 000 жителей в год 2 767,2 против 2 812 койко-дней, закрепленного в разделе IV Федеральной Программы. Аналогичная ситуация складывается при сопоставлении раздела VIII оспариваемой Программы в части нормативов финансовых затрат на единицу объема скорой медицинской помощи - 759,95 рублей, стационарной медицинской помощи - 659,7 рублей, медицинской помощи в условиях дневных стационаров - 200,77 рублей. Между тем Федеральной Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год установлены такого рода нормативы - 1 064 рубля, 674,3 рубля и 283,3 рубля соответственно. В части определения подушевого норматива финансирования из средств бюджетов всех уровней региональной Программой установлено 1 916,8 рублей против 2 015,4 рублей аналогичного показателя Федеральной Программы.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые прокурором положения территориальной программы ограничивают права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия на получение медицинской помощи в объеме нормативов, определенных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, согласуется с требованиями ст.ст. 6, 20, 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, по смыслу которых территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не снижать их как это сделано Правительством республики Хакасия.
Указание в кассационной жалобе Правительства Республики Хакасия о его праве при формировании территориальной Программы корректировать нормативы объемов медицинской помощи с учетом особенностей возрастнополового состава, уровня и структуры заболеваемости населения в субъекте, закрепленного в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, не может изменить правовую судьбу постановленного решения. Судебная коллегия полагает, что реализация данного права субъектом Российской Федерации, отнюдь, не означает снижение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, предоставляемого гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Довод в жалобе об отсутствии противоречия пункта 4 раздела VI территориальной Программы требованиям федерального законодательства, в связи с установлением в ней количества койко-дней круглосуточного стационара по программе обязательного медицинского страхования выше установленных в федеральной Программе, о незаконности решения суда не свидетельствует и его отмену не влечет, поскольку пункт 4 раздела VI территориальной Программы в указанной части предметом оспаривания не был.
Ссылка в жалобе на срочный характер оспариваемого нормативного акта и прекращение его действия в связи с истечением календарного года основанием для прекращения производства по делу не является, поскольку заявление о признании его недействующим рассмотрено судом в период срока его действия, истечение которого на период рассмотрения дела в кассационной инстанции прекращение производства по делу не влечет.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия определила:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 12 ноября 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Хакасия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 55-Г07-13
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)