Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 67-Г07-25
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Губернатора Новосибирской области об отмене решения Новосибирского областного суда от 8 ноября 2007 г., которым частично удовлетворено заявление и.о. прокурора Новосибирской области, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1.2, Приложение 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285, за исключением установленного ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) для гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации З., полагавшей решение законным и обоснованным, а, поэтому, не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
и.о. прокурора Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании недействующими абз. 2 п. 1.2 Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285, изложенного в следующей редакции: "...До принятия федерального закона или указа Президента Российской Федерации, определяющих соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы в аппарате Новосибирского областного Совета депутатов, в администрации Новосибирской области, в областных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области, в аппарате избирательной комиссии Новосибирской области, в Контрольно-счетной палате Новосибирской области, в территориальных исполнительных органах государственной власти Новосибирской области (далее - государственные органы Новосибирской области) соотносятся с должностями федеральной государственной гражданской службы соответственно в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Аппарате Правительства Российской Федерации и федеральном министерстве, в федеральной службе и федеральном агентстве, в аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в аппарате Счетной палаты Российской Федерации, в территориальных федеральных органов государственной власти (далее - государственные органы Российской Федерации), установленными Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"; приложение 1 к поименованному выше Положению, устанавливающему размеры должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения гражданских служащих Новосибирского областного Совета депутатов (раздел 1), администрации Новосибирской области (раздел 2), областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области (раздел 3), территориальных исполнительных органов (раздел 4) государственной власти Новосибирской области, Контрольно-счетной палаты Новосибирской области (раздел 5); Избирательной комиссии Новосибирской области (раздел 6), сославшись на то, что в этой части Положение противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В обоснование заявления указал, что установленное Губернатором Новосибирской области соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы Новосибирской области, и как следствие, предусмотренные Приложением 1 размеры должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения ставят государственных гражданских служащих Новосибирской области в лучшее положение по сравнению с федеральными государственными гражданскими служащими, занимающими соответствующие должности, что не согласуется с требованиями абз. 2 п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.
Решением Новосибирского областного суда от 8 ноября 2007 года заявление и.о. прокурора Новосибирской области удовлетворено частично, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1.2, Приложение 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285, за исключением установленного ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) для гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
В кассационной жалобе Губернатор Новосибирской области просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Суть доводов сводится к тому, что при вынесении решения Новосибирский областной суд не учел, что оспариваемые прокурором положения приняты в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; суждения суда основаны на произвольном толковании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации и федерального законодательства о государственной гражданской службе; полагает, что содержание и объем труда лиц, замещающих должности гражданской государственной службы субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих должности федеральной гражданской государственной службы в территориальных органах федеральных органов не сопоставимы. Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.
Из текста Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области следует, что правовое регулирование установлено в рамках компетенции по вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и финансируемого из бюджета субъекта Российской Федерации, а именно, связано с оплатой труда государственных служащих в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области. При этом судом первой инстанции установлено, что размеры должностных окладов, ежемесячного денежного поощрения, предусмотренные в Приложении 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285, за исключением установленного ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) для гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области превышают размеры окладов, ежемесячного денежного поощрения федеральных государственных служащих, установленные Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" для федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.
Между тем, по смыслу ст. 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 85 Бюджетного кодекса РФ в субъекте Российской Федерации, которому предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих. А в соответствии с приложением 13 к Федеральному закону от 23 декабря 2004 г. "О федеральном бюджете на 2005 г." в размере 3 150 292,3 тыс. руб., в соответствии с приложением 14 к Федеральному закону от 26 декабря 2005 г. "О федеральном бюджете на 2006 г." - в размере 2 802 339,8 тыс. руб., в соответствии с приложением 14 к Федеральному закону от 19 декабря 2006 г. "О федеральном бюджете на 2007 г." - в размере 2 719 776,6 тыс.руб. Новосибирская область является получателем такого рода дотации, что свидетельствует (с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на установление заработной платы государственных гражданских служащих этого региона) о низком налоговом потенциале данного субъекта Российской Федерации.
При такой правовой ситуации, выводы Новосибирского областного суда о признании недействующими Приложения 1 к Положению об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285, за исключением установленного ежемесячного денежного поощрения (должностных окладов) для гражданских служащих территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, Судебная коллегия находит обоснованными, а доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Признавая недействующим абз. 2 п. 1.2 Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, устанавливающий соотношение типовых должностей государственной гражданской службы Новосибирской области с типовыми должностями федеральной государственной гражданской службы, суд первой инстанции отметил, что данное правовое регулирование осуществлено с превышением полномочий, предоставленных федеральным законодательством о государственной службе субъекту Российской Федерации по данному вопросу. Такой вывод согласуется с требованиями Федерального закона "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации", определяющего правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 8 данного Федерального закона соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации и, таким образом, отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Учитывая, что при применении положения абз. 2 п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации имеет значение категория государственной службы, а не группа должностей, как утверждается в кассационной жалобе, Судебная коллегия полагает правильными суждения суда о соотнесении установленных размеров должностных окладов и ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Новосибирского областного Совета депутатов, администрации Новосибирской области, исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, Контрольно-счетной палаты Новосибирской области, избирательной комиссии Новосибирской области с аналогичными выплатами федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов.
Таким образом, решение постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, материальный Закон, регулирующий спорное правоотношение судом понят и истолкован правильно, вследствие чего сделан и правильный вывод о несоответствии федеральному законодательству абз. 2 п. 1.2 Положения об оплате труда в органах государственной власти, государственных органах Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 13 июля 2007 г. N 285, приложения 1 к данному Положению (за исключением раздела 4).
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Новосибирского областного суда от 8 ноября 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Новосибирской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 января 2008 г. N 67-Г07-25
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)