Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2008 г. N 11912/07
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 16.01.2007, постановления суда апелляционной инстанции от 07.03.2007 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-29847/06-34/550-95АЖ и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2007 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Мурылева Л.Г., Уланов Р.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив - племенной завод-колхоз "Наша Родина" (далее - колхоз "Наша Родина", колхоз) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - региональная энергетическая комиссия) от 28.11.2006 о привлечении колхоза к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение порядка ценообразования.
Решением суда первой инстанции от 16.01.2007 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2007 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 31.05.2007 указанные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, региональная энергетическая комиссия просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на заявление колхоз "Наша Родина" просит оставить эти судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей региональной энергетической комиссии, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе колхозу в удовлетворении его заявления по следующим основаниям.
Протоколом об административном правонарушении от 16.11.2006, составленным по результатам проверки соблюдения колхозом "Наша Родина" порядка ценообразования, зафиксировано, что колхозом в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" в отношении населения устанавливается и применяется плата за подключение к газопроводу.
Действия колхоза "Наша Родина" по установлению и применению платы за подключение к газопроводу региональной энергетической комиссией квалифицированы как нарушение порядка ценообразования, за что постановлением от 28.11.2006 колхоз привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.6 КоАП РФ.
Арбитражные суды трех инстанций, признавая постановление комиссии незаконным, сослались на положения статей 209, 213 Гражданского кодекса Российской Федерации и указали, что колхоз "Наша Родина" является собственником расположенных на территории Соколовского сельского округа подводящего газопровода высокого давления к хутору Новопавловскому и разводящего уличного газопровода низкого давления, проведенных за счет средств трудового коллектива колхоза, и как собственник обладает правами владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Суды сочли, что колхоз установил плату за подключение домовладений жителей хуторов Новопавловский, Алексеевский, Петровский, села Соколовское к газопроводу в целях компенсации затрат на его строительство и тем самым реализовал права собственника, предоставленные законодательством, и сделали вывод о том, что действия колхоза не образуют состава вменяемого ему административного правонарушения.
Данный вывод нельзя признать обоснованным. Согласно статье 14.6 КоАП РФ правонарушением признается завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Колхоз "Наша Родина" является собственником газопроводов (газораспределительных сетей). Согласно уставу он осуществляет и такие виды деятельности как эксплуатация объектов собственного газового хозяйства, покупка, транспортировка и реализация газа физическим и юридическим лицам (пункт 1.12.4). Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2005 N 707-э/14 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Краснодарского края" определены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям колхоза "Наша Родина", подлежащие применению с 01.01.2006, в том числе по группе потребителей "Население".
Таким образом, колхоз выступает в качестве организации, оказывающей услуги по транспортировке газа, и в силу его положения на него распространяются требования законодательства, регулирующего отношения в области газоснабжения.
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" деятельность в области газоснабжения, в том числе деятельность по транспортировке газа относится к регулируемым государством видам деятельности; федеральные органы исполнительной власти устанавливают принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
Во исполнение названного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", которым утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации. Согласно этим положениям расчеты при выполнении регулируемого вида деятельности осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 2 Правил сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 17 Правил плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поводом для обращения колхоза в суд послужил факт его привлечения к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования.
Президиум ВАС РФ не согласился с выводами нижестоящих судов о правомерности наложения административного штрафа и разъяснил следующее.
Суды необоснованно исходили из того, что колхоз, являясь собственником проводящего газопровода к населенному пункту, имел право право устанавливать плату за подключение к нему в целях компенсации затрат на его строительство. Исходя из этого, факт нарушения порядка ценообразования в действиях колхоза отсутствует.
Как пояснил Президиум, колхоз, исходя из положений его устава, осуществляет такой вид деятельности, как эксплуатация объектов собственного газового хозяйства, покупка, транспортировка и реализация газа физическим и юридическим лицам. Следовательно, колхоз выступает в качестве организации, оказывающей услуги по транспортировке газа, и в силу этого на него распространяются требования законодательства, регулирующего отношения в области газоснабжения. В соответствии с ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" деятельность в области газоснабжения, в том числе деятельность по транспортировке газа относится к регулируемым государством видам деятельности. В силу положений постановления Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 расчеты при выполнении регулируемого вида деятельности осуществляются исходя из цен и тарифов, регулируемых государством.
Таким образом, законодательством собственникам сетей инженерно-технического обеспечения - газораспределительных сетей не предоставлено права самостоятельно устанавливать плату (тариф) за подключение. Принятие в одностороннем порядке решения о взимании платы при подключении потребителей к газопроводу, как компенсации понесенных при его строительстве затрат, не основано на законе и может являться основанием для привлечения к ответственности за нарушение порядка ценообразования.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2008 г. N 11912/07
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2008 г., N 4