Комментарий к делу N 12566/07
(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 февраля 2008 г.)
Рассмотрение налоговым органом материалов проверки без участия налогоплательщика является основанием для отмены принятого решения
В соответствии со ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки рассматриваются с участием налогоплательщика, который должен быть надлежащим образом извещен о времени и месте разбирательства (п. 2). Несоблюдение требования о предоставлении возможности налогоплательщику лично или через своего представителя участвовать в процессе рассмотрения указанных материалов является существенным нарушением условий процедуры и основанием для отмены решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (п. 14).
По настоящему делу инспекцией налогоплательщику (индивидуальному предпринимателю) было направлено уведомление, с приглашением принять участие в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, с указанием даты заседания. Налогоплательщиком оно было получено несвоевременно - по отметке почтовой службы уведомление направлено адресату по истечении назначенного срока разбирательства.
Налоговым органом заседание было перенесено на другой срок, однако, налогоплательщик об этом не был уведомлен и рассмотрение итогов проверки проведено без его участия. Принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения (штрафу), о доначислении налогов и взыскании пеней.
Заявление налогоплательщика с требованием об отмене решения налогового органа, в связи с допущенными нарушениями его прав, арбитражным судом первой инстанции отклонено. Кассационный суд оставил решение без изменения, указав, что допущенное налоговым органом нарушение - рассмотрение результатов проверки в отсутствие налогоплательщика - не является существенным и не влечет за собой отмену принятого налоговым органом решения.
Президиум ВАС РФ дал иную правовую оценку соответствующего положения статьи 101 НК РФ. Новая редакция указанной статьи, вступившая в силу с 1 января 2007 года (ФЗ от 27.07.2006 N 137-Ф3) относит допущенное налоговым органом нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки к основаниям для отмены решения налогового органа. Статья 101 НК в старой редакции (п. 6) такого категорического вывода не содержала. В ней указывалось, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований этой статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа. Исходя из этого Президиум указал, что при установлении внесудебного порядка рассмотрения отдельных видов налоговых споров гарантии защиты прав налогоплательщиков должны сохраняться. Одной из таких гарантий является обеспечение налогоплательщику возможности лично или через своего представителя участвовать в разбирательстве дела.
Кассационный суд, в качестве одного из мотивов отклонения кассационной жалобы, указал на разъяснение, содержащееся в п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"*. Президиум с таким выводом не согласился, признав его неправомерным, исходя из того, что разъяснение Пленума применено судом без учета изменений, внесенных в статью 101 НК Федеральным законом N 137-Ф3.
Судебные акты отменены. Решение инспекции признано незаконным.
|
Б.Я. Полонский |
_____________________________
* Пленум разъяснил, что нарушение должностным лицом налогового органа требований ст. 101 НК не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.