Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
рассмотрев по требованию граждан Г.Х. Абашевой, Н.И. Байбековой и других вопрос о возможности принятия их жалоб к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В жалобах граждан Г.Х. Абашевой, Н.И. Байбековой, Л.И. Барановой, В.М. Болтачевой, Г.С. Васильевой, В.А. Завгородней, Н.А. Ивановой, Р.С. Касимовой, Н.А. Комендантовой, Л.К. Корепановой, И.Б. Липиной, Л.В. Малыгиной, И.В. Марасинской, Ф.Ф. Миннигаяновой, Е.В. Мироновой, О.В. Мишуниной, Е.Е. Моревой, О.Д. Никольских, К.М. Русских, Н.А. Русских, Е.Г. Сатюковой, О.Н. Селивановой, И.В. Скопенко, Т.Н. Созоновой, Н.М. Трубицыной, Л.А. Храмовой, Ф.Ф. Шавалиевой, Е.В. Шаховской, Н.А.Шивриной, Н.И. Шумихиной, Н.И. Щетининой и В.Г. Яковлевой оспаривается конституционность подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 и пункта 3 статьи 28, пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", абзаца первого пункта 4 и абзаца второго пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516), регламентирующих условия досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим в соответствующих учреждениях и организациях педагогическую, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, творческую деятельность на сцене, а также пункта 103 статьи 1 утратившего силу с 1 февраля 2002 года Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР".
По мнению заявителей, оспариваемые нормы, как не предусматривающие включение в специальный стаж указанных лиц периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, ограничивают их право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что не соответствует статьям 2, 7, 19, 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2). Установление условий назначения пенсий, в том числе правил исчисления стажа, относится, таким образом, к полномочиям законодателя.
Предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, - при том что такие периоды, в том числе отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, учитываются в страховом стаже, - относится к полномочиям законодателя и Правительства Российской Федерации.
Изменение порядка подсчета специального стажа и включение в него периодов отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, к чему фактически сводятся требования заявителей, является прерогативой законодателя и к полномочиям Конституцион
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 г. N 93-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Г.Х. Абашевой, Н.И. Байбековой и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"
Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2008 г., N 7