Письмо Минфина РФ от 21 апреля 1998 г. N 12-3-4
С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело Обращение В.В.Баданиной с просьбой о проверке соответствия Конституции Российской Федерации пункта 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и сообщает.
1. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом принимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Перечень налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливается статьями 19, 20 и 21 указанного Закона.
В связи с тем, что страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования не содержатся в данных статьях их нельзя относить к налоговым платежам.
2. Согласно пункту 1 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов в указанные фонды являются предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты, включая предпринимателей.
В соответствии с Федеральным законом о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на соответствующий год страховые взносы исчисляются по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.
Предприниматель является самостоятельным плательщиком страховых взносов в указанные фонды.
3. Что касается статей 18 и 19 Конституции Российской Федерации, то они гарантируют права и свободы человека и гражданина. Предпринимательская деятельность граждан регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Учитывая изложенное, Министерство финансов Российской Федерации полагает, что противоречий между пунктом 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Конституцией Российской Федерации не имеется.
Одновременно сообщается.
Отчисления в государственные внебюджетные фонды имеют все признаки налога - обязательность уплаты, установление и расходование по закону и т.п.
Унификация этих платежей в новом Налоговом кодексе даст возможность создать предпосылки для облегчения экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
С.М.Игнатьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 21 апреля 1998 г. N 12-3-4
Текст письма официально опубликован не был