Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2002 г. N 7-В02ПР-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 16 мая 2002 г. гражданское дело по жалобе К. на действия Ивановской таможни по протесту заместителя Генерального прокурора РФ на решение Октябрьского районного суда г. Иваново от 28.03.2000 г. и постановление Президиума Ивановского областного суда от 13.04.2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения представителя Ивановской таможни по доверенности Э., просившего протест удовлетворить, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., поддержавшей протест, судебная коллегия установила:
К. обратился в суд с жалобой на действия Ивановской таможни, отказавшей ему в выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль марки "БМВ-523 И" 1998 года выпуска, приобретенный в Республике Беларусь. По мнению заявителя, Ивановская таможня неправомерно потребовала с него проведение полного таможенного оформления автомобиля, который уже был выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь.
Решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 28.03.2000 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от 25.04.2000 г. и постановлением Президиума Ивановского областного суда от 13.04.2001 г., жалоба К. удовлетворена.
В протесте поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных решений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении жалобы в связи с неправильным применением норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Удовлетворяя жалобу К. суды первой, кассационной и надзорной инстанции согласились с доводом заявителя о том, что товары, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Беларусь, не подлежат повторному таможенному оформлению при их ввозе на территорию Российской Федерации. Поскольку заявитель приобрел автомобиль, уже растаможенный на территории Республики Беларусь, он не должен проводить таможенное оформление при ввозе этого автомобиля на территорию России. Однако с такими выводами согласиться нельзя.
Судом первой инстанции правильно установлено, что К. приобрел автомобиль "БМВ-523" на территории Республики Беларусь, о чем свидетельствует справка-счет от 23.06.99 г. К этому времени автомобиль прошел оформление на таможне Республики Беларусь, что подтверждается таможенным удостоверением N 3516СВ от 13.05.99 г. на имя гражданина Беларуси С., и был поставлен на учет. Тем не менее, указанные обстоятельства не давали заявителю К. права на беспошлинный и без таможенного оформления ввоз автомобиля на территорию Российской Федерации.
Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь предполагает формирование единой таможенной территории Российской Федерации и Республики Беларусь. Однако оно обусловлено выполнением всех мероприятий, предусмотренных первым этапом формирования Таможенного союза (п. 4 ст. 2 Соглашения), которые до настоящего времени не реализованы. Согласно Решению Высшего Совета Союза Беларуси и России от 28.04.99 г. N 2 "О завершении формирования единого таможенного пространства" единая таможенная территория образована только в отношении товаров гражданского назначения, происходящих с территории России и Беларуси.
В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 23.06.95 г. N 583 (в ред. от 22 августа 2000 г.) таможенный контроль на границе Российской Федерации и Республики Беларусь отменен лишь в отношении товаров, происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь.
Согласно Договору о создании Союзного государства от 08.12.99 г. формирование единого таможенного пространства предполагается завершить лишь к 2002 году (п. 6 Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства).
Таким образом, единая таможенная территория образована только в отношении товаров, происходящих с территорий Российской Федерации и Республики Беларусь. Транспортные средства, происходящие из третьих стран и выпущенные на территории Республики Беларусь для свободного обращения, должны перемещаться через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами, предусмотренными Таможенным Кодексом РФ. Одним из условий помещения товаров под режим выпуска товаров для свободного обращения является уплата в отношении них таможенных пошлин и внесение иных платежей, предусмотренных национальным законодательством.
Заявителем не были представлены и в материалах дела отсутствуют данные о том, что при ввозе спорного автомобиля на территорию Республики Беларусь его первый владелец С. имел конечной целью переместить это
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2002 г. N 7-В02ПР-3
Текст определения официально опубликован не был