Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N КАС07-757
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих", по кассационной жалобе Г. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Российской Федерации К., С., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763 внесены изменения в Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 346 (официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 18 декабря 2006 года, N 51, ст. 5466; "Российской газете" 20 декабря 2006 года, N 286).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763 Пенсионному фонду Российской Федерации предписано произвести индексацию с 1 августа 2006 года пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих из числа лиц, у которых среднемесячный заработок для исчисления указанной пенсии определен из денежного содержания (денежного вознаграждения), установленного законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Пунктом 3 этого же Постановления предписано осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, указанную в пункте 2 данного Постановления, с применением средневзвешенного индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих 1,15, определенного исходя их размеров месячных должностных окладов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 753 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Пунктом 1 Изменений абзац второй пункта 2 Правил изложен в редакции, предусматривающей, что пенсии индексируются при централизованном повышении должностных окладов федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов, а при централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 2 Изменений пункт 4 Правил изложен в редакции, устанавливающей, что при индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов или средневзвешенного индекса повышения должностных окладов размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), примененного при исчислении размера пенсии и проиндексированного с применением указанных индексов повышения должностных окладов при последовательном применении всех предшествующих индексов повышения должностных окладов.
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приведенного выше постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763.
В подтверждение заявленного требования указал, что оспоренный нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающего взаимосвязь государственной гражданской службы и государственной службы Российской Федерации, и пункту 4 статьи 6 которым, предусмотрена соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу до выхода Федерального закона и после его издания. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763 не может действовать с 1 августа 2006 года, поскольку нормативный акт в соответствии с нормами права не может иметь обратной силы. Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации противоречит Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих", в соответствии с которым индекс повышения фактически составил 1,37, а не 1,15, как это установлено в оспариваемом нормативном правовом акте.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и приятии нового решения об удовлетворении его заявления, просит в кассационной жалобе Г. Полагает, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд первой инстанции, проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта, сопоставив их с требованиями действующего федерального законодательства, пришел к правильному выводу о том, что они приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав заявителя на пенсионное обеспечение.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в редакции от 12 апреля 2007 года) гражданским служащим гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
Поскольку такой федеральный закон не принят, пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 21 декабря 2006 года), регулирующего порядок установления и индексации пенсий за выслугу лет этой категории граждан.
Согласно абзацу второму статьи 25 названного Федерального закона, пенсии федеральных государственных служащих, предусмотренные этим Федеральным законом, индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 данного Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Разрешая дело, суд обоснованно исходил из того, что Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия, предоставленные ему статьей 25 приведенного выше Федерального закона утвердило оспариваемым постановлением изменения в действующие Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, установив, что пенсии индексируются при централизованном повышении должностных окладов федеральных государственных служащих на индекс должностных окладов, а при централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, что не противоречит федеральному законодательству. Нормативного правового акта имеющего большую юридическую силу, которым бы устанавливался иной порядок индексации пенсий в указанном случае, не имеется.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 введены новые условия оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих, установлены размеры месячных окладов федеральных государственных служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, а не повышение размера ранее установленных должностных окладов государственных гражданских служащих, как ошибочно полагает заявитель.
Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия, предусмотрело, что при определении порядка индексации за выслугу лет федеральных государственных служащих учитываются не только случаи централизованного повышения должностных окладов федеральных государственных служащих на индекс повышения должностных окладов, но и случаи установления иных условий оплаты труда.
Довод в кассационной жалобе о том, что постановление Правительства Российской Федерации N 763 от 14 декабря 2006 года не может действовать с 1 августа 2006 года, так как Закон, тем более, нормативный правовой акт обратной силы не имеет, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признан неосновательным. Как правильно указал суд в решении, Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" вправе было установить индексацию пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим из числа лиц, у которых среднемесячный заработок для исчисления пенсии определен из денежного содержания (денежного вознаграждения), установленного законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763, не с момента издания оспариваемого нормативного правового акта, а более раннего периода.
Нельзя согласится и с доводом в кассационной жалобе о том, что в соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 фактически индекс повышения составил 1,37, а не 1,15.
Законность положений пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 763, предписывающих осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих с применением средневзвешенного индекса 1,15, уже проверялась Верховным Судом Российской Федерации и подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2007 года N ГКПИ07-716 и определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2007 года N КАС07-532.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела, и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Принятое судом решение соответствует нормам материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для отмены его в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 февраля 2008 г. N КАС07-757
Текст определения официально опубликован не был