Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 января 2002 г. N 8-Г02-1
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 25 января 2002 г. дело по кассационной жалобе С. на решение Ярославского областного суда от 8 ноября 2001 г. по заявлению С. о признании противоречащей федеральному законодательству ст. 11 Закона Ярославской области "Об организации территориального общественного самоуправления в Ярославской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
С. - житель муниципального образования - город Ярославль, обратился в суд с заявлением о признании незаконной статьи 11 Закона Ярославской области "Об организации территориального общественного самоуправления в Ярославской области" от 11.03.1997 г. N 5-з (в редакции закона области от 01.12.1999 г. N 32-з), ссылаясь на ее противоречие статье 27 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 г. (далее Федерального закона).
В судебном заседании С. поддержал свои требования, указав на то, что оспариваемые нормы приняты Государственной Думой Ярославской области с превышением своих полномочий и противоречат правовой концепции, содержащейся в гл. 4 и ст. 27 Федерального закона.
По мнению заявителя, установление статьей 11 Закона Ярославской области правомочности собрания жителей территории, лишь при участии в нем более половины жителей, обладающих правом на участие в территориальном общественном самоуправлении на данной территории, нарушает его право на организацию и осуществления# территориального самоуправления по месту жительства, т.к. фактически не позволяет самостоятельно собрать необходимое количество жителей территории.
Представители Государственной Думы Ярославской области по доверенности Э. и Губернатора Ярославской области по доверенности Л. требования заявителя не признали, указав на то, что оспариваемая норма Закона не противоречит федеральному законодательству и принята в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Ярославского областного суда от 8 ноября 2001 г. С. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе С. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с пунктом "н" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции РФ).
Согласно пп. 1 и 13 ст. 5 вышеупомянутого Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся в числе других:
принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
регулирование законами в соответствии с названным Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.
Понятие территориального общественного самоуправления и его правовое положение содержится в ст. 27 Федерального закона. Частью 2 пункта 1 названной статьи предусмотрено, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ и нормативно правовыми# актами органов местного самоуправления.
Из изложенных выше норм, а также п. 3 ст. 56 Федерального закона следует, что субъект Российской Федерации вправе принимать закон о регулировании осуществления местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления, предусмотренного ст. 27 Федерального закона, в том числе об установлении порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Государственная Дума Ярославской области вправе была принять Закон "Об организации территориального общественного самоуправления в Ярославской области", регулирующий вопросы организации осуществления территориального общественного самоуправления, и содержащий нормы, устанавливающие правомочность собрания (схода) в зависимости от необходимого количества участвующих в собрании (сходе) жителей территории.
Доводы заявителя о противоречии ст. 11 Закона Ярославской области "Об организации территориального общественного самоуправления в Ярославской области" статье 27 и концепции главы 4 Федерального закона правильно признаны судом необоснованными, так как названные статьи Федерального закона передают вопросы установления порядка организации (самоорганизации) граждан по месту их жительства для осуществления территориального общественного самоуправления (т.ч.# правомочность собраний, конференций) в компетенцию субъекта РФ и местного самоуправления.
Также обоснованно отвергнут и довод заявителя о том, что требования оспариваемой ст. 11 Закона Ярославской области являются фактически не выполнимыми, т.к. невозможно провести собрание (сход), конференцию к# количестве более половины жителей определенной территории.
В соответствии со ст. 9 Закона Ярославской области "Об организации территориального общественного самоуправления в Ярославской области" жители территории принимают решение об осуществлении территориального общественного самоуправления на собрании (сходе), конференции жителей. Собрание (сход), конференция жителей вправе создавать органы территориального общественного самоуправления - комитеты (советы).
Как следует из справки (информации) Управления организационной работы и муниципальной службы мэрии г. Ярославля, исследованной в судебном заседании, на 25.10.2001 г. в мэрии г. Ярославля зарегистрировано 26 комитетов общественного самоуправления.
Таким образом только в одном муниципальном образовании - городе Ярославле было организовано 26 территориальных общественных самоуправлений, что, как правильно указал суд в решении, опровергает изложенный выше довод заявителя.
Обоснованно указал также в решении суд и на то, что исходя из понятия территориального общественного самоуправления, данного в п. 1 ст. 27 Федерального закона, названная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления не является обязательной, а напротив осуществляется гражданами путем самоорганизации по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных принципов в вопросе местного значения.
Вывод суда основан на анализе норм действующего федерального законодательства, мотивирован, соответствует требованиям федерального закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному применению судом норм материального права, с чем Судебная коллегия не может согласиться по указанным выше обстоятельствам.
Руководствуясь ст.ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 8 ноября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 января 2002 г. N 8-Г02-1
Текст определения официально опубликован не был