Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2002 г. N 9-Г02-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 29 марта 2002 г. дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 2 ст. 2 Закона Нижегородской области от 06.06.1996 г. N 34-З# "О государственной регистрации Уставов муниципальных образований в Нижегородской области"
по кассационной жалобе Законодательного Собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 19 декабря 2001 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Т.Е., объяснения представителя Законодательного Собрания Нижегородской области С.С.Б. (довер. N 09-146 от 11.03.02 г.), заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Законом Нижегородской области от 06.06.1996 года N 34-З "О государственной регистрации уставов муниципальных образований в Нижегородской области" (п. 2 ст. 2) предусмотрено, что уставы городов, за исключением городов г. Н. Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, Сарова, а также уставы поселков и сельсоветов регистрируются Земским Собранием района области (далее - Земским Собранием), в границах территории которого находятся эти муниципальные образования. Полномочия по государственной регистрации уставов городов за исключением городов Н. Новгорода, Дзержинска, Арзамаса, Сарова, а также уставов поселков и сельсоветов настоящим законом передаются Земским Собраниям.
По мнению прокурора, данная норма закона противоречит п. 2 ст. 132 Конституции РФ и п. 4 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", согласно которым наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Тогда как оспариваемая норма закона области не предусматривает указание о передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств, не предусмотрены указанные средства и в бюджете Нижегородской области.
Решением Нижегородского областного суда от 19 декабря 2001 г. заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Законодательного Собрания Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием и применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит ее подлежащей удовлетворению.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установление порядка регистрации уставов муниципальных образований отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (п. 16 ст. 5). Одновременно данный Федеральный закон определил принципиальное положение, относящееся к этому порядку: устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, установление порядка регистрации устава муниципального образования (в том числе определение того, какой орган ее осуществляет) составляет предмет ведения субъекта Российской Федерации, т.е. субъект Российской Федерации осуществляет по данному вопросу собственное правовое регулирование.
Оспариваемая прокурором области норма содержит положение, в соответствии с которым определен орган по регистрации уставов городов, поселков и сельсоветов: - Земские собрания района области, в границах которого находятся эти муниципальные образования.
Из изложенного следует, что субъект Российской Федерации - Нижегородская область, в данном случае осуществил собственное правовое регулирование по вопросу установления порядка регистрации уставов муниципальных образований, что соответствует вышеуказанным нормам Федерального закона. Акт государственной регистрации устава муниципального образования является обязательной стадией соответствующего единого нормотворческого процесса, которая следует за принятием устава и предшествует его опубликованию (обнародованию), после чего устав вступает в силу.
Вывод суда о несоответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству в связи с отсутствием в этой норме положения о передаче финансовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации государственных полномочий по регистрации уставов Земскими Собраниями районов, нельзя признать правильным, так как не включение# этого поло
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 марта 2002 г. N 9-Г02-9
Текст определения официально опубликован не был