Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 75-Г02-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 4 июля 2002 г. гражданское дело по жалобе О.А.В. о признании незаконными ст. 102 Закона Республики Карелия от 28 февраля 2002 г. N 574-ЗРК "О внесении изменений в статью 102 Закона Республики Карелия "О нотариате" и Закона Республики Карелия от 28 февраля 2002 г. N 575-ЗРК "О количестве должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия" по кассационной жалобе нотариальной палаты Республики Карелия на решение Верховного Суда Республики Карелия от 7 мая 2002 г., которым жалоба А.В.О. удовлетворена.
Статья 102 в редакции Закона Республики Карелия N 574-ЗРК от 28 февраля 2002 г. "О внесении изменений в статью 102 Закона Республики Карелия "О нотариате" и Закон Республики Карелия от 28 февраля 2002 г. N 575-РК "О количестве должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия" признана# противоречащими федеральному законодательству, недействующими и невлекущими# правовых последствий со дня вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В.М., объяснения президента Нотариальной Палаты Республики Карелия Т.А.Х., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя О.А.В. по доверенности М.В.К., возражавших против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
А.В.О. обратилась в Верховный Суд Республики Карелия о признании недействующими противоречащими федеральному законодательству и не порождающими правовых последствий ст. 102 в редакции Закона Республики Карелия N 574-ЗРК от 28 февраля 2002 г. "О внесении изменений в статью 102 Закона Республики Карелия "О нотариате" и Закона Республики Карелия от 28 февраля 2002 г. N 575-ЗРК "О количестве должностей нотариусов в нотариальных округах Республики Карелия", указав, что положения этих правовых норм не соответствуют федеральному законодательству, которое не наделяет законодательные органы субъектов Российской Федерации полномочиями по определению количества должностей нотариусов в нотариальных округах и изменению границ нотариальных округов.
О.А.В. указала, что работала государственным нотариусом Прионежской нотариальной конторы.
С принятием названных Законов были ликвидированы 2 должности нотариусов, в том числе и занимаемая ею должность, в связи с чем она была уволена с работы по сокращению. Таким образом, оспариваемыми законами нарушены ее права и права иных лиц, заинтересованных в занятии нотариальной деятельностью, создают дефицит нотариальных услуг.
По мнению А.В.О., оспариваемые правовые нормы противоречат ст.ст. 12, 13 Основ законодательства РФ "О нотариате" которыми право# определять количество должностей нотариусов и изменять территории нотариального округа наделены региональные органы юстиции и нотариальная палата.
Представители Палаты Республики Законодательного собрания Республики Карелия, Нотариальной Палаты Республики Карелия с требованиями О. не согласились, полагая, что оспариваемые законы приняты Палатой Республики в рамках ее полномочий. В федеральном законодательстве "О нотариате" до настоящего времени не имеется нормы, которая бы регулировала механизм урегулирования возникших разногласий между органами юстиции нотариальными платами#. Поскольку нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, законодательный орган Республики Карелия вправе был осуществить собственное правовое регулирования# по этому вопросу.
Представители Правительства Российской Федерации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия с требованиями О. согласились.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе президент нотариальной Палаты Республики Карелия Т.А.Х., считая его неправильным. Просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении жалобы О.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в жалобе вопросы.
Судом установлено, что правовые акты, обжалуемые О. противоречит# федеральному законодательству и приняты Палатой Представителей Республики Карелия вне компетенции.
Согласно пункта "и" часть 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст. 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой.
В силу ст. 13 этого же Закона нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.
Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции и нотариальной конторы.
Таким образом, законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации не наделены полномочиями по определению количества должностей нотариусов в нотариальных органах и установлению территории деятельности нотариуса. Эти вопросы находятся в компетенции органа юстиции и нотариальной палаты.
Положения оспариваемых законов о том, что Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия вправе принимать решения по вопросам совместной компетенции Министерства юстиции и Нотариальной Палаты Республики Карелия в случае непринятия им согласованного решения, устанавливать территории нотариальных округов и определять количество должностей нотариусов в нотариальном округе, противоречат приведенным ранее нормам федерального законодательства и обоснованно признаны судом недействующими и не подлежащими применению.
Доводы о том, что Палата Республики Законодательного Собрания Республики Карелия, приняв оспариваемые законы, восполнила пробел в федеральном законодательстве и установила механизм взаимодействия между Нотариальной палатой и органами юстиции правильно признаны судом неосновательными.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации "О нотариате" указано, что отсутствие механизма урегулирования возложенных разногласий между нотариальными палатами и органами юстиции по подлежащим совместному разрешению вопросам может приводить на практике к нарушению прав лиц, заинтересованных в занятии нотариальной деятельностью. Однако это не является основанием для признания частей первой и второй статьи 12 Основ противоречащими Конституции Российской Федерации. Проблема обеспечения соответствующего законодательного регулирования должна быть решена законодателем. В пункте 3 постановления предусмотрено: Федеральному Собранию при совершенствовании законодательства Российской Федерации о нотариате подлежит урегулировать механизм взаимодействия между нотариальными палатами и органами юстиции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 15-П"
Поскольку до настоящего времени федеральным законодателем этот вопрос не решен, учитывая, что нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по этому вопросу собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона правовые акты субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.
Однако оспариваемые законы нельзя отнести к тем, которые регулируют механизм взаимодействия между Нотариальной палатой и органом юстиции Республики Карелии по возникшим разногласиям по вопросам определения количества должностей нотариусов в нотариальных округах и установлению нотариальных округов.
Из текста обжалуемых законов усматривается, что определен не механизм урегулирования разногласий, а Палатой Республики решены вопросы, которые федеральным законодателем переданы на разрешение нотариальной палаты и органа юстиции Республики Карелия.
Учитывая изложенное, суд правильно удовлетворил требования О.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 7 мая 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу нотариальной палаты Республики Карелия - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2002 г. N 75-Г02-13
Текст определения официально опубликован не был