Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2002 г. N 77-Г02-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 15 апреля 2002 года дело по кассационной жалобе Г., Б., П., С., П., К. и Д. на решение Липецкого областного суда от 18 февраля 2002 года, которым отказано в удовлетворении их и других предпринимателей жалобы о признании недействующим Приложения N 1 к областному закону "О введении на территории Липецкой области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения Г., Б., П., представителя П. - П. и их представителя адвоката Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей администрации Липецкой области Г. и М., Судебная коллегия установила:
23 августа 2001 года был принят Закон Липецкой области N 160-О3 "О внесении изменений в Закон Липецкой области "О введении на территории Липецкой области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 30 декабря 1996 г. N 56-О3 и Приложения N 1 и 2 к нему.
Г., Б., П. и другие предприниматели обратились в суд с жалобой о признании Приложения N 1 к областному закону недействующим и не подлежащим применению, ссылаясь на его противоречие федеральному закону.
В обоснование жалобы заявители указали на то, что установленная в Приложении к областному закону плата за патент на осуществление предпринимательской деятельности установлена произвольно, поскольку не имеет экономического основания и не учитывает фактической способности налогоплательщика к ее уплате, что не соответствует ст.ст. 3 и 6 Налогового кодекса РФ и препятствует реализации ими права заниматься данной деятельностью.
Решением суда от 18 февраля 2002 года в удовлетворении жалобы отказано.
В кассационной жалобе заявители просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
Согласно подпункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Следовательно, в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ определено, что годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности. Конкретные ставки единого налога в силу пункта 2 статьи 4 данного Закона также устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отказывая заявителям в удовлетворении жалобы, суд правильно указал на то, что орган государственной власти Липецкой области, принимая решение об установлении годовой стоимости патента, действовал в пределах компетенции, предоставленной ему Федеральным законом.
При этом суд правильно отметил, что порядок определения стоимости патента для того или иного вида предпринимательской деятельности в виду его отсутствия на федеральном уровне устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно.
Судом бесспорно установлено, что оспариваемое заявителями Приложение к областному закону принято Липецким областным Советом депутатов на основании материалов его комитета по экономике, использовавшего при определении годовой стоимости патентов различные, в зависимости от того или иного вида предпринимательской деятельности, показатели. В связи с чем суд правомерно признал несостоятельными их доводы о том, что такая стоимость не имеет экономического основания и является произвольно установленной.
Ссылка в кассационной жалобе на необоснованность применения законодателем области при определении стоимости патента одних показателей и необходимость применения других касается вопроса, разрешение которого отнесено к компетенции законодателя, а не суда.
Как следует из статьи 1 упомянутого выше Федерального закона упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства не является льготной (устанавливающей уплату налога в меньшем размере или освобождающей от уплаты налога) системой налогообложения и применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В связи с этим суд правильно указал на то, что если уплата стоимости патента по упрощенной системе налогообложения для того или иного предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность на свой риск и под свою ответственность, становится менее выгодной, по сравнению с ранее принятой системой, то это еще не является свидетельством установления такой стоимости без учета фактической способности налогоплательщика к ее уплате.
Иных правовых доводов, по которым могло бы быть отменено обжалуемое решение суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Липецкого областного суда от 18 февраля 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителей - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2002 г. N 77-Г02-5
Текст определения официально опубликован не был